К строительству метрополитена, запуска которого челябинцы ждут уже 15 лет, могут быть привлечены китайские строители. После завершения приема заявок на выполнение работ по прокладке метро за право строить подземку кроме прежнего подрядчика будут бороться три фирмы, две из которых представляют Поднебесную.
Строительство метротоннеля в Челябинске началось еще в 1992 году. Сооружение первых четырех станций: «Площадь Революции», «Комсомольская площадь», «Торговый центр» и «Проспект Победы» – должно быть закончено к 2010 году. Но в осуществимость этих планов сегодня верится с трудом. «Итоги последних десяти лет работы показывают слабость основного подрядчика, – считает представитель заказчика работ директор «Челябметротрансстрой» Анатолий Запрудин. – Это ясно даже по статистике последних лет. В условиях растущего финансирования постоянно снижается процент освоения средств подрядчиком. По итогам работы недовыполнение строительно-монтажных работ «Челябметростроем» составило почти 1,5 миллиарда рублей».
Подрядчики в ответ утверждают, что работают так, как позволяет экономическая обстановка в регионе. «Несмотря на все заявления заказчиков, темпы строительства метро увеличились практически в два раза, – заявил «НГ» гендиректор «Челябметрострой» Костантин Абрамчук. – Существуют проблемы, связанные с недостатком специального оборудования: оно требуется более технологичное. Есть нехватка кадров: четырехсот человек, которые сейчас работают над строительством метро, явно недостаточно. Не хватает проходчиков, разнорабочих и инженерно-технического персонала».
Как следствие планы метростроевцев становятся все менее амбициозными. К примеру, дата сдачи первой ветки метро отодвинута, и теперь речь идет о запуске линии лишь в 2012 году. Но и эти сроки тоже под угрозой срыва. «С таким освоением, которое есть сейчас, то есть по 150 миллионов рублей в квартал, вряд ли мы дойдем до пуска метрополитена в 2012 году, – считает заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Георгий Шперлинг. – Нужно ввести второго подрядчика для того, чтобы увеличить темпы строительства».
В итоге принято решение: еще одной подрядной организации по строительству метро быть. После завершения приема заявок на выполнение подрядных работ по строительству первого пускового участка челябинского метрополитена в конкурсе, помимо «Челябметростроя», принимают участие еще три компании. Помочь копать тоннель южноуральцам готовы соседи из Екатеринбурга – ООО «Горподземстрой», назначившее цену на 30 млн. руб. меньшую, чем местные метростроевцы. Изюминка конкурса – два других претендента: китайские фирмы Shanghai Tunnel Engineering Co. Ltd и Guangzhou Metro. «Идея пригласить к сотрудничеству строителей из-за рубежа возникла давно и небезосновательно, – утверждает первый президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Борис Токарев. – В китайском городе Гуанчжоу сегодня самый современный метрополитен. Электрички под землей разгоняются до 120 километров в час, нам такое только снится! Конечно, если выберут китайцев – будет участок чисто наш и чисто китайский. На своем китайцы будут выполнять абсолютно все работы, вплоть до отделки».
Себестоимость прокладки метро у строителей из КНР на треть дешевле отечественной. Сегодня китайцы строят метро в восьми странах, в том числе в Индии, Сингапуре, Гонконге. Вопрос о том, кому все же достанется контракт на выполнение работ по прокладке метро в Челябинске, городские власти обещают решить в течение ближайшего месяца.
Челябинск