На днях в Нижнем Новгороде открылась необычная художественная экспозиция «Каляки-маляки». Работы с этой выставки принципиально не продаются. Ведь ее авторы пишут картины не для славы и не ради денег. Здесь собраны произведения непрофессионалов, которых никто никогда по-серьезному даже не учил рисовать. Они «малякают», как бог на душу положит, и больше никаких секретов.
Главный в «Каляках-маляках» – Вадим Смирнов. По образованию – историк, теперь он работает в туристическом бизнесе. Сам начал писать маслом также с бухты-барахты. Много путешествовал, впечатления переполняли и, в конце концов, стали ложиться мазками на холст. В 2006 году в Нижнем Новгороде прошла его первая персональная выставка. Критики заключили, что Смирнов работает в манере примитивизма – «не в смысле примитивности исполнения, а в смысле по-детски наивного и увлеченного восприятия мира». Большинство же посетителей выставки подходили к Вадиму и честно признавались: «Везет тебе, я тоже так хочу». «Ну я им и сказал: а почему бы и нет? Давайте! – вспоминает Смирнов. – Приходите, пробуйте! Благо, по случаю выставки холстов, красок мне надарили кучу».
Так и образовался кружок для взрослых «Каляки-маляки». Вадим докупил еще холстов и красок, и пошло-поехало. Приходят сюда финансисты, юристы, преподаватели, переводчики. Все, кого никто никогда не учил рисовать, но которые втайне мечтали этим заняться. «В школе мы все пестики-тычинки рисовали, но это совсем не то», – говорит Смирнов. Никакую особую науку живописи здесь им никто не преподает, руку не ставит. Правда, Вадим все-таки создал для своих «Каляк-маляк» памятку – этакий ликбез, какие термины что означают. Специально проштудировал для этого в библиотеке учебники живописи и накачал статей из интернета. Благодаря этой памятке обитатели «Каляк-маляк» теперь разговаривают на одном языке.
«Есть у меня пенсионерка, Лариса Николаевна Булгакова, – говорит Смирнов. – Ее картины ошарашивают! Она такой пейзаж Стрелки написала (место слияния Оки и Волги. – «НГ»)!»
Занимаются здесь бесплатно. Главный принцип: участники «каляк» рассаживаются по отдельным кабинетам и творят в одиночку: «Чтобы не подглядывали друг у друга, не хихикали. Люди ведь боятся быть такими, какие они есть, боятся насмешки. А здесь появляется непосредственность, смелость».
Поначалу писали только маслом. Но теперь просят у Вадима и акварель, и пастель. Мягкие игрушки шить стали. А Зинаида Алексеевна Клюева, например, вышивает картины мулине. В общем, творят, кто во что горазд.
Профессионалы относятся к такому творчеству настороженно. «Я обычно прошу: ну хоть как-то покритикуйте! А они молчат. Вот у меня сын Сашка, шестиклассник, в художественной школе учится, так он нам дельные советы дает. А на выставке один член Союза художников заявил: я вокруг хожу годами, продумываю, а она взяла и написала!» – рассказывает Смирнов.
Зато близкие с критикой часто не церемонятся. Один из кружковцев принес, например, свою работу домой, а жена: «Ой, что за ерунда!» После такого он долго не мог писать. Смирнов пытался урезонить, не слушай, мол, но не помогало. А потом жена пришла на выставку «каляк» и услышала о работах мужа лестные отзывы посетителей. Тут-то она раскаялась и пересмотрела свое отношение к художествам супруга.
Вадим сам удивляется тому, что у него получилось с его «Каляками-маляками». «У меня уже скопилось три тома отзывов, – говорит. – Я смотрю на них и думаю: неужели это про нас?»
Нижний Новгород