После резкого повышения цен на продукты в начале октября премьер-министр РФ Виктор Зубков потребовал от глав регионов принять меры по защите продовольственного рынка от скачка цен. О том, насколько перспективно регулирование цен на продовольственные товары с помощью административных мер, «НГ» рассказал экономист Евгений Гонтмахер.
– Евгений Шлемович, способны ли главы субъектов Федерации серьезно регулировать экономические отношения в своих регионах?
– Роль губернаторов заключается в том, чтобы создавать хорошие условия для бизнеса, чтобы коммерсанты приходили в их регион, не боялись туда вкладывать деньги. Толковые главы стараются хоть как-то бороться с коррупцией, чтобы чиновники не занимались рэкетом в отношении бизнеса, встречаются с новыми предпринимателями, выслушивают их предложения, находятся с ними в режиме постоянного диалога, делают возможные послабления по местным налогам. Но, если руководители регионов начинают административно регулировать рынок – указывать бизнесменам, что производить и в каких количествах, – это рано или поздно приводит к тому, что деньги и предприниматели уйдут из этого субъекта Федерации.
– Могут ли главы регионов установить контроль над продовольственным рынком?
– Как только началось повышение цен, было понятно, что первое, что предпримут, – предложат административно сдерживать их рост на местах. Таким образом на федеральном уровне, помнится, премьер-министр Михаил Фрадков цены на бензин на какое-то время остановил. Предполагается, что губернатор соберет у себя крупнейших оптовиков или владельцев торговых сетей и скажет им: «Ребята, чтобы хлеб и молоко больше такой-то чтобы суммы не стоили!» Предприниматели ведь боятся противиться региональным властям, потому что административный ресурс у тех достаточно большой и несогласных предпринимателей могут начать выдавливать из региона. Но от административных мер эффект будет кратковременный – цены остановятся, может быть, на несколько месяцев, но сразу появятся побочные эффекты. Например, бизнесмены будут продавать только те продукты, на которые можно снизить наценку без ущерба для себя. Это приведет к обеднению предложения на рынке и резкому уменьшению ассортимента товаров. В самых крайних случаях сдерживание цен приводит к дефициту товаров, а сильный нажим на бизнес может привести к закрытию торговых точек.
– Можно ли расценивать действия властей как предвыборное манипулирование ценами?
– Скорее всего можно. Что касается декабрьских выборов, то в целом ряде регионов, наверное, удастся придержать цены на базовые продукты питания, то есть сахар, подсолнечное масло, молоко, хлеб. Но это все противоречит существующему у нас экономическому строю. Наша экономика не конкурентная на самом деле, она монополизирована. Но надо понимать, что естественный регулятор цен – это конкуренция, нельзя бесконечно административным ресурсом сдерживать частный бизнес. Либо он уходит, либо, как только вожжи отпускаются, происходит очередной всплеск цен. К тому же мировая конъюнктура с точки зрения цен на продукты сейчас крайне неблагоприятна: на мировом рынке в дальней перспективе будут дорогие молоко, мясо и зерно. Мы же импортируем значительную часть продовольствия, в этих условиях искусственно сдерживать розничные цены абсолютно неперспективно. Рано или поздно придется их отпускать.
– Насколько обоснованны заявления о существовании ценового сговора продавцов?
– В небольшом российском городе, с 100–200 тысячами человек населения, нередко розничную торговлю контролируют два оптовика. У них, конечно, всегда есть соблазн сговориться между собой и держать цену не ниже какой-то ставки. И это естественно. Я не хочу обвинять этих владельцев торговых сетей, просто у нас экономика такая – малый бизнес задавлен из-за того, что у нас монополизация насквозь пронизывает всю экономику. Надо менять правила игры, надо выводить на рынок мелких производителей, мелких торговцев и демонополизировать его, как это делается в других странах. А у нас федеральная антимонопольная служба только сейчас, когда начался рост цен, об этом вспомнила.
– К декабрьским выборам административные методы смогут сдержать цены, а смогут ли остановить их рост до выборов президента?
– Это более серьезный вопрос, ответа на который пока никто не знает. До президентских выборов удерживать цены будет очень сложно, потому что начало года традиционно сопровождается ростом цен. Продукты, коммунальные услуги, общественный транспорт – это все с января обычно дорожает, и если отложить рост цен еще на несколько месяцев, экономическая цена от этой меры будет колоссальная. Потому, думаю, вряд ли цены дотянут до президентских выборов. Скорее будут предприняты дополнительные меры по повышению пенсий, зарплат бюджетникам.