Мало какой из деревянных лодок посвящалась отдельная музейная экспозиция, а вот традиционной для Заонежья кижанке карельский музей-заповедник «Кижи» посвятил отдельную выставку. Такого внимания она удостоена за вызывающее уважение долголетие и нынешнюю востребованность.
По старому обычаю жители этих былинных мест не зря называли Онежское озеро «море Онего». Второй по величине водоем Европы отличается не только морскими размерами, но и весьма своенравным характером, порой суровым, бурливым, штормовым. Чтобы без опаски по нему плавать, издавна понадобились надежные плавсредства. Без них было бы вовсе не возможно хозяйственное освоение озерного края. Потому еще во времена заселения Заонежья древними новгородцами они перенесли сюда с Волхова культуру деревянного судостроения – стали строить своеобразные, остойчивые на волнах и довольно вместительные лодки, способные ходить как на веслах, так и под парусом.
Благоприятный по климатическим условиям Заонежский полуостров, ставший пристанищем иных новгородских переселенцев на пути ватаг ушкуйников к Поморью, изрезан бесчисленными заливами и шхерами. Сообщение живущих здесь людей с «большой землей» да и с соседними деревнями, зачастую расположенными на множестве островов, что в Кижской волости, что в граничащих с ней Сенногубском и Великогубском приходах, вплоть до ледостава осуществлялось именно по воде. Поэтому лодки для собственных нужд имела каждая крестьянская семья – то на ярмарку «сбегать» со своим урожаем, то на рыбалку в открытое Онего сходить, то навестить родичей на другом берегу. Мастера по строительству лодок почитались заонежанами особо.
Наследники тех мастеров до сей поры живут в здешних поселениях. В ХХ веке не забыть секреты былого мастерства многим из них помогла организация Волкоостровской верфи «Промколхоза», специально строившей кижанки и соймы для рыбаков и сельчан. Нынче новым стимулом в сохранении традиционного промысла стала ежегодная «Кижская регата», проводимая летом на заповедном острове перед серебряными куполами знаменитого архитектурного ансамбля кижских храмов.
Снятый о гонках деревянных лодок видеофильм и записанный на видео рассказ мастера Николая Судьина о создании кижанки наряду с подлинными инструментами и приспособлениями из лодочной мастерской тоже украсили действующую в Петрозаводске выставку. А смысловым центром экспозиции стала расположившаяся посреди зала сама шестиметровая кижанка, оснащенная веслами и парусом. То, как передвигались эти ловкие суда по беспокойному Онего, можно представить с помощью спецэффектов.
Старший научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» Юрий Наумов, как раз предметно занимающийся возрождением былых традиций Кижской волости, верит, что у замечательной заонежской лодки есть не только славное прошлое, но и перспективное будущее. Современные яхты многим сельчанам просто не по карману, дюралевые моторки или пластиковые шлюпки не столь надежны на норовистых волнах, да и по грузоподъемности не сравнятся с прочной высокобортной кижанкой.
Петрозаводск