На собрание советов муниципальных образований Дмитрий Козак (слева) пришел с уже готовым планом реформы системы взаимоотношений федерального Центра и регионов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Систему взаимоотношений между федеральным Центром и регионами нужно радикально менять. Об этом заявил в минувший четверг министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, выступая в Совете Федерации. «Нам необходимо выработать и создать такую систему взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, – подчеркнул Козак, – чтобы максимально стимулировать их развитие, и в первую очередь депрессивных регионов».
Дмитрий Козак даже указал три «направления главного удара», должных спасти ситуацию. Это, во-первых, распределение полномочий между различными уровнями местной власти, во-вторых, финансовая помощь субъектам Федерации и, наконец, в-третьих, улучшение финансово-инвестиционного климата в регионах.
Будут сопротивляться – отключим газ
Самая большая неразбериха, конечно же, с первым вопросом. С тех пор как муниципалитеты были выведены из системы государственного управления, федеральный Центр и региональные власти делали все возможное и невозможное, чтобы все-таки встроить местное самоуправление в вертикаль власти.
Методы использовались разные. В ходе реформы местного самоуправления, как известно, муниципалитеты существенно урезали в финансах, что вынудило глав местных самоуправлений регулярно ходить на поклон к региональным руководителям, гарантируя последним полную политическую лояльность. Правда, с мэрами крупных городов было несколько сложнее. Они обладают, как правило, неплохими бюджетными возможностями и солидным в отличие от губернаторов-назначенцев электоральным ресурсом. Последнее, кстати, и привлекло внимание «Справедливой России», которая пыталась «вербовать» градоначальников, обделенных партией власти. И даже добилась определенных успехов: на Ставрополье, к примеру, эсэры на выборах в краевую Думу обошли единороссов во многом благодаря ресурсам мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина.
Тогда же появилась и всерьез стала обсуждаться идея отмены выборов мэров крупных городов. Инициатива была отклонена (она не соответствовала как Конституции РФ, так и европейской Конвенции о местном самоуправлении), но мэрам решили «указать их место». Были возбуждены сразу же несколько дел на мэров, в том числе в столь крупных городах, как Владивосток, Волгоград, Томск и т.д. Что характерно: для того чтобы прижать мэров, власти даже рискнули имиджем «Единой России» – практически все градоначальники, подвергшиеся уголовному преследованию, состояли в партии власти.
Впрочем, политика кнута оказалась не слишком эффективной. Да и приговор, например, в отношении мэра Волгограда Евгения Ищенко, которого обвиняли во всех, скажем так, смертных грехах, а в итоге осудили лишь на один год лишения свободы (то есть на тот срок, что он провел в СИЗО в ожидании суда), еще раз убедил градоначальников в политической подоплеке подобных процессов.
В канун выборов в Государственную Думу РФ федеральный Центр вспомнил и о прянике. Власти впервые за долгие годы собрали муниципалов в Колонном зале московского Дома Союзов и пообещали не только всяческую моральную поддержку, но и финансовую помощь. Более того, Владимир Путин, выступая на собрании советов муниципальных образований, пообещал восстановить Совет по муниципальному уровню управления при президенте РФ. А при совете будет президиум, который возглавит премьер-министр страны.
Деньги есть – ума не надо
Другое дело, что обещать (особенно в канун выборного цикла), как известно, – не жениться. Но даже если деньги действительно рекой потекут в регионы, не факт, что они дойдут до муниципалитетов. Да и веры в эти молочно-рублевые потоки пока что маловато. Дмитрий Козак, конечно же, прав, когда говорит о роли финансовой помощи регионам. Во время своего руководства Южным полпредством он, надо полагать, не раз убеждался, что деньги порой идут не тем и не туда. Именно в Южном федеральном округе находятся наиболее дотационные субъекты Федерации, социально-экономическая ситуация в которых не меняется годами, несмотря на буквально гигантские финансовые вливания из госбюджета.
Все попытки того же Козака разработать систему оценок экономической эффективности глав регионов, похоже, обречены на провал. Слишком разные в России регионы, и слишком по-разному относятся к этим регионам в той главной точке страны, из-за зубцов которой взгляд на глубинку вроде бы должен быть равноценным.
Да, конечно же, в последнее время ситуация в регионах стала стабильнее. Бедные стали жить чуть лучше. Но богатые-то стали еще богаче. То есть разрыв между субъектами сохранился или даже усилился. И если, к примеру, в бедной на природные ресурсы Псковской области власти как дети радуются открытию даже маленького спортзала, то в нефтеносной Югре с помпой открывают зимние дворцы и гигантские музеи, которые никто не посещает в связи с понятной нехваткой туристов.
Политики, сглаживающей все эти различия, в стране, по сути, нет. Есть, правда, некая федеральная целевая программа, но кто о ней знает? Похоже, только ее разработчики. В итоге слабые и бедные ресурсами регионы (за исключением, пожалуй, ряда не слишком стабильных южных национальных республик) поддерживаются по остаточному принципу. Заявить о себе в полный голос они не могут – отсутствует должный ресурс, значит, все внимание федерального Центра переключено на богатые сырьевые субъекты, которые способны лоббировать свои интересы на федеральном уровне. В общем, старая история – богатые становятся еще богаче. Кстати, случаев, когда глава крупного и самодостаточного региона переходит на службу в федеральные структуры власти, на нашей памяти предостаточно. А вот ситуаций, когда этим же путем идет руководитель (пусть и толковый) какой-либо маленькой губернии, даже и не вспомнить.
Подайте на инвестиции
В отсутствие справедливого распределения между регионами общего бюджетного каравая Дмитрий Козак предлагает субъектам заняться привлечением инвестиций. Инвестиции – дело, конечно же, хорошее. Беда в том, что и они идут в первую очередь туда, где имеются нефть, газ или, на худой конец, лес.
При этом, заметим, в начале и середине 90-х годов прошлого века инвестиционная привлекательность региона во многом зависела от личности губернатора. Во времена политической вольницы они могли вести прямые переговоры с инвесторами, вводить местное законодательство, позволяющее инвесторам рассчитывать на солидные льготы и т.д. Так, к примеру, действовал новгородский губернатор Михаил Прусак. И даже добился в этом плане определенных успехов – на территории области обосновались такие известные фирмы, как «Дирол», «Кэдберри» и т.д. Но потом вольница закончилась.
С установлением жесткой вертикали власти, когда крупные инвесторы предпочитают решать свои проблемы в первую очередь на федеральном уровне, роль глав регионов в инвестиционном процессе сходит на нет. В итоге борьба за наиболее лакомые инвестиционные «кусочки» идет между губернаторами, которые обладают значительными лоббистскими возможностями, а это как раз главы богатых регионов. Круг замкнулся.
К тому же в ситуации, когда губернаторы больше смотрят на вышестоящих по вертикали начальников, а не сограждан, они зачастую предпочитают не высовываться. Один неверный шаг может стоить карьеры – не дай бог, в погоне за теми же инвестициями перебежишь дорогу коллеге с несравнимо большим лоббистским ресурсом. И в этом случае лучше уж остаться регионом без инвестиций, чем лишиться своего поста.
В итоге, похоже, не все так просто с триединой задачей, которую поставил Дмитрий Козак. И никакие финансовые вливания не помогут, если среди регионов по-прежнему будут «первые среди равных», а инвесторы будут «распределяться» сверху, как выпускники вузов назначались в глубинку на двухлетнюю отработку в те времена, которые мы еще не забыли.