Жизнь в городе стартует рано.
Въезжающих в старинный Касимов встречает надпись: «855 – Касимову, 555 – Касимовскому ханству». В этом городке Рязанской области на протяжении веков мирно уживаются люди разных национальностей, разные культуры и традиции. Толерантность тут появилась задолго до того, как это слово прижилось в русском лексиконе.
Дорога к храму. Не слишком долгая. |
Поскреби касимовца – обнаружишь татарина
Первое название Касимова – городец Мещерский. Так его нарек в 1152 году основатель Юрий Долгорукий. В 1376 году городок был сожжен татаро-монголами. Свое сегодняшнее имя Касимов приобрел в середине XV века, по имени казанского хана Касима. Историю про хана местные жители рассказывают с удовольствием: по преданию, легендарный Касим перешел на сторону Москвы, за что великий князь Василий Темный пожаловал ему здешние земли. Касимовские татары существовали в виде отдельной народности, как, например, татары крымские. Рассказывают, что до революции татарских выходцев из Касимова ценили во всей России – они были аккуратными и исполнительными работниками. В те годы городок даже называли лакейской столицей. Вот только сейчас от Касимовского ханства мало что осталось и касимовские татары, увы, практически исчезли. Говорят, в большинстве переехали в Татарстан. Успенский овраг раньше разделял Касимов на две части – русскую и татарскую. Сейчас части города слились, население перемешалось, и, по статистике, из 32 тыс. жителей района доля татар составляет всего 1%. Говорят, от татар у местных женщин на генетическом уровне передается любовь к обильному украшательству. Раньше красавицы татарки на руках носили много браслетов, на шее – специальные воротниковые металлические цепочки, в косах – драгоценные бляхи. Все эти украшения нередко звенели при ходьбе. «Не зря же говорили, что татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь», – рассказывает сотрудник Касимовского музея Татьяна Евстафьева.
С официальными данными не поспоришь, но на самом деле точно вычислить количество татарского населения практически невозможно, да подобными подсчетами здесь никто и не занимается. Уникальность этого города, наверное, в том, что здесь все живут мирно, а на вопрос, не беспокоят ли скинхеды, спрашивают: «А кто это?» Так исторически сложилось: враждовать на национальной почве здесь не привыкли. Люди живут в переплетении культур и традиций. В местном музее хранится одежда касимовских татар – калфаки, тюбетай, ичиги. Журналы, датированные началом ХХ века, театральные афиши, пригласительные билеты – все издавалось на двух языках, русском и татарском. Например, хранится в музее такой образец: афиша спектакля революционного времени «Янги кюгиляр» – «Новые люди».
Провинциальные города особенно впечатляюще выглядят с высоты птичьего полета. |
Сонный туристический рай
Касимов – удивительно красивый город. От туристов, которые сюда приезжают весьма охотно, довелось слышать мнение, что в Касимове дома как в Питере, только этажей в них поменьше. Тут и правда есть старинные здания, например местные торговые ряды, которые не уступят культурной столице России. Сегодня в Касимове немало православных храмов, они безболезненно соседствуют с открытой недавно мечетью. А одно из отделений краеведческого музея находится в здании старой мечети, построенной еще в XV веке. Сохранилось здание татарской школы – медресе, гробница почетных татар – текие.
Не меньше, чем памятниками старины, касимовцы гордятся своими космическими традициями. Родом из Касимовского уезда летчик-космонавт Владимир Аксенов и создатель знаменитого ракетного комплекса СС-18 «Сатана» Владимир Уткин. Так что в краеведческом музее можно увидеть целый пульт управления полетами. Еще одна знаменитая уроженка Касимова – знаменитая переводчица сказок Андерсена Анна Ганзен.
Жизнь в Касимове стартует рано. Рабочий день большинства магазинов начинается с 7–7.30 утра. В это время на улицах уже оживленно, потоки людей такие, каких не увидишь и в областном центре. На перекрестках водителей приветствуют безглазые светофоры – движение здесь умеренное, видимо, удается обходиться и без них. Зато в послеобеденное время город производит впечатление сонного и пустынного. Да и красивая набережная Касимова в дневное время имеет удручающе безлюдный вид.
Если составить рейтинг туристических точек Рязанщины, Касимов вполне может претендовать на первое место. Как говорят сами касимовцы, кто только сюда ни приезжает – и американцы, и французы, и даже японцы. В основном в Мещерский городок туристы прибывают по реке. В прошлом сезоне, говорят, было настоящее паломничество. Однако в нынешнем году Ока обмелела, и водный путь для туристов оказался перекрыт.
Открытая недавно мечеть гармонично вписалась в касимовскую архитектуру. Фото автора |
В Касимов за грибами и гребцами
Ну а в целом Касимов городок достаточно продвинутый. Например, большинство магазинов оснащено кондиционерами. Вообще здесь сейчас довольно активно идет обновление. Штукатурят фасады зданий, кое-где выложили модную нынче тротуарную плитку. К тому же в сегодняшнем Касимове колоссальное количество машин с московскими и питерскими номерами. Местные красавицы уже привыкли к вниманию иногородних ухажеров, и на фразу: «Я из столицы», которая должна производить сногсшибательное впечатление на провинциалок, кавалеры нередко слышат ошарашивающий ответ: «У нас тут полно таких».
Когда упоминают о касимовской промышленности, чаще всего на память приходит приборный завод, прославившийся своими магнитными агрегатами, и завод цветных металлов, который выпускает золото, серебро и платину в слитках. Еще одно известное предприятие – местная кондитерская фабрика, продукцию которой в Рязани не купишь, поскольку она в основном идет на экспорт.
Жители Касимова и его окрестностей летом зарабатывают грибным промыслом – сюда специально приезжают скупщики лесного урожая. Местные лисички – тоже товар экспортный и весьма ценится в Европе. Вообще Касимов может претендовать на звание и грибной, и гребной столицы России. Гребной центр «Динамо» считается основной летней базой для подготовки российских байдарочников и каноистов. По словам местных жителей, отсюда российская сборная отправляется на все Олимпиады и чемпионаты мира.
Но главное, чему, наверное, стоит поучиться в Касимове, – мирному сосуществованию разных культур. «Сыновья у меня все на русских женаты, и дочери за русскими, – рассказывает 90-летняя Ракия Вергазова. – По-татарски меня Ракией зовут, а по-русски – Раей. Мы никогда не ругались. У нас у многих двойные имена. Два моих внука выбрали мусульманскую веру и национальность записали татарскую, остальные все – русские. Сколько живу на свете, никакой вражды в Касимове не помню».
Рязань