Любимое дерево россиян – береза – для удмуртов стало источником вдохновения. Село Дебесы (районный центр Удмуртской Республики) славится мастерами, работающими с берестой – подспудной одежкой белоствольной красавицы, из которой делают туески, шкатулки, солонки, хлебницы и прочую домашнюю утварь.
Лапти из бересты крестьяне плели еще в стародавние времена. Отец ведущего мастера Дебесского центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Николая Перевозчикова рос в многодетной семье: его обязанностью было обувать в лапти сестер и родителей. Он изготовил специальные липовые колодки по размерам ног каждого члена семейства и по ним плел лапоточки. Многая домашняя утварь также изготовлялась из бересты: туесок, например, исполнял роль термоса, поскольку при плотно закрытой крышке сохранял температуру налитой жидкости. В таких термосах крестьяне носили с собой на поле холодный квас, молоко. В берестяных емкостях держали муку и зерно, чтобы в них не заводились вредители. А некоторые женщины закладывают в берестяные короба на хранение пуховые шали – моли к ним нет дороги.
Николай Перевозчиков был первым мастером, начавшим осваивать берестоплетение в Дебесском центре. У Николая Рафаиловича свой почерк. Его узнаешь по безупречной аккуратности работы, по орнаменту. Мастер украшает туески удмуртской символикой: орнаментами с народных костюмов, звездой, попавшей на герб республики, древом жизни и обязательно пляшущими человечками. Орнамент выполняется обычной иголкой методом тиснения. У туесков особая крышка – из липы, деревянная, с необычной ручкой, проходящей насквозь и крепко запирающей емкость. За эту крышку туесок можно нести, как сумку, и из него не прольется ни капли.
Село Дебесы находится на Сибирском тракте, по которому когда-то везли на каторгу декабристов и народовольцев. Здесь перепрягали лошадей, давали отдых закованным цепями арестантам. У невольных путешественников обязательно был с собой сундук или рундук, корзины со снедью, шкатулки. Они и сохранены до сих пор в музее Сибирского тракта, открытом в райцентре. Вместе с этническими традициями эти привозные вещи определили форму и украшение берестяных изделий местных мастеров. Например, среди произведений Перевозчикова есть шкатулка, подсмотренная в музее, – настоящий маленький сундучок с замком и ручкой.
Ученицы Перевозчикова не уступают мастеру в фантазии и изобретательности. Ольга Салтыкова сочетает бересту с холстом, который подкладывает под прорезной рисунок. А Татьяна Дерендяева декорирует свои изделия, заключая орнаменты в плетеные рамочки. Они, конечно, лишаются герметичности, но выигрывают как оригинальные сувениры. Валентина Калашникова показывает на выставке емкость для хранения муки метровой высоты, украшенную многочисленными народными мотивами: коньками, утками, деревьями, светилами и геометрическим орнаментом.
«Техника работы с берестой у дебесцев та же, что и у всех народов, живущих в лесной местности, – объясняет специалист Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртии Анна Строк. – Но есть и особенность: дебесская береста отличается фантазией авторов. Они всегда находят своеобразные решения как в форме, так и в технологии обработки. Свой почерк имеется в обработке краев, или «замков», – месте соединения шва, в конструкции крышки».
Вот такая она, береза, дает людям и сок, и утварь, и дрова, и ценный материал – бересту. Остается только приложить к ней умелые руки. Такие, как у мастеров из удмуртского села Дебесы.
Ижевск