Организовав в 1787 году императрице Екатерине II увлекательное путешествие по югу державы, светлейший князь Григорий Потемкин вошел в историю не только как великий администратор, но и как организатор «потемкинских деревень». С того времени это понятие стало нарицательным, говорящим о показном благополучии, которое предъявляется начальству подчиненными. О том, насколько глубоко в прошлое России уходят корни потемкинских деревень, «НГ» рассказал известный историк, академик Андрей Сахаров.
– Андрей Николаевич, когда появилось стремление показать правителям фальшивое благополучие страны?
– Сложно сказать, с какого времени начинается чиновничья угодливость и стремление развернуть перед очами монарха то, чего в помине не было в государстве. В XVII веке, в период становления русской монархии, при Михаиле и Алексее Романовых, правителям было не до показухи: это годы после Смутного времени, восстановление страны и границ, была тяжелейшая война с Польшей и Крымом. Там всем было действительно непросто выжить, а колымага Романовых катилась медленно и без каких-то прикрас. В Петровскую эпоху представлений для монарха тоже не могло быть – это тоже сложное время, к тому же шла Северная война. Да и сам характер царя к этому не располагал: Петр, будучи человеком прозорливым, не выносил показуху, и при нем такие фокусы не проходили. А вот затем была создана Табель о рангах и укрепилась петровская чиновничья иерархия. И уже при Анне Иоанновне, Елизавете II и, думаю, чем дальше, тем больше, в центре и на местах эта традиция начинает укореняться. Кстати говоря, в период Екатерины I,I Потемкин конечно, развернул перед очами императрицы определенного рода иллюзию. Но здесь была не только традиционная чиновничья показуха, стремление ублажить Екатерину, но и желание показать великие достижения в освоении Новороссии. А они были: завоеван Крым, создан флот, основаны крепости на Черном море, были привлечены люди, освоены земли.
– Можно ли сказать, что показуха расцветала только при правлении императриц?
– При женщинах это явление было широко распространено, но многое все же зависит от исторических обстоятельств и от личности руководителя. Скажем, Александр I как раз отличался тем, что полностью игнорировал попытки показухи. Он был там, где императору в прежнее, да и в будущее время не положено было быть: заходил в юрты к кочевникам, спускался в рудники, встречался с арестантами. Однако уже в Николаевскую эпоху начинается новый расцвет этого явления. Николай I понимал все это и даже говорил, что, если человек в России не ворует, он или подлец, или дурак. Тем не менее чиновничья мишура Николаевской эпохи имела место быть, и она прекрасно отражена в «Ревизоре» Гоголя, про что сам император сказал: «Досталось всем, а мне больше всего...»
– Были ли до Петра руководители, которые старались прорваться через предъявляемое им показное благополучие?
– Очень интересно то, что первым традицию неорганизованного ознакомления с жизнью народа положил Лжедмитрий I, который регулярно выходил из Кремля и отличался тем, что охрана не знала, куда он направится. Он заходил в ремесленные мастерские, харчевни, беседовал с людьми, принимал челобитные прямо на улицах, и при нем в течение года была ситуация, когда между царем и народом практически не было стены.
– А как в эти традиции вошли советские руководители?
– Сама сущность огромной бюрократический системы советского правления и ее жесточайшая иерархия предопределяли организацию показухи для начальства. Хотя Сталин не выезжал с инспекциями, так что про него ничего нельзя в этом плане сказать. А вот для Хрущева, Брежнева и Горбачева чиновничьи мероприятия были вполне естественны. Мы помним, когда руководители партии и правительства посещали какую-то республику, какое было непотребство: ковры, танцы на дорогах, все устлано цветами. Потемкинские деревни того времени были нашим брендом, нашей традицией, и считалось, что чем больше будет этой мишуры, тем будет лучше для отношений между регионом и Центром. Но на самом деле со стороны организаторов все было очень прагматично – в основе лежали чисто практические интересы: ублажить руководителя и получить что-то взамен. Это была в основном лишь игра на человеческих чувствах руководителей страны, на их слабостях и тщеславии.