Казань юбилей уже отпраздновала, очередь за Уфой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Узловой пункт истории
В августе 2007 года члены экспертного совета – доктора исторических наук Фаяз Хузин (Академия наук Татарстана), Игорь Кызласов и Шахмардан Амиров (Российская академия наук) – по приглашению Академии наук Башкортостана провели осмотр места раскопок городища Уфа-2 и пришли к выводу, что оно является уникальным археологическим памятником. «Культурный слой городища достигает мощности четырех метров, что выделяет памятник среди прочих подобных объектов Восточной Европы. Непрерывность обитания в этом месте документируется последовательностью залегания многочисленных культурных отложений, образовавшихся на протяжении всего средневекового периода. Хорошая сохранность культурного слоя позволяет проследить все этапы долговременной истории этого города», – сообщается в резолюции экспертного совета, опубликованной в «Звезде Поволжья» (№ 33). В резолюции также дается детальное описание монументальных архитектурных сооружений, городской оборонительной стены, которая «отражает существование самобытной военно-фортификационной школы», а «примыкающее к стене внутреннее пространство имеет регулярную застройку и элементы благоустройства».
Археологи обнаружили в городище изделия из драгоценных, цветных и черных металлов, позволяющие сделать вывод, что в городе было поставлено ювелирное дело, «среди нескольких серий местной посуды, характерной для населения Урало-Поволжья в период с IV по XV вв. н.э., выделяется привозная столовая посуда, указывающая на связи со Средней Азией, Кавказом и другими регионами. Изделия из стекла и полудрагоценных камней являются импортом с сирийских территорий Византийской империи и Прибалтики». Кроме того, найдена целая россыпь монет ранневизантийского и золотоордынского времени. Все это позволило ученым утверждать, что городище Уфа-2 относится к IV–XVI векам н.э. и является «крупным, веками существовавшим, административным, торговым, ремесленным центром, одним из узловых пунктов истории Урало-Поволжского региона».
Некому было соединяться
В Казани знали, что в Уфе «копают» глубже отметки в 1000 лет, на которой остановилась столица Татарстана. Для местной научной и политической общественности будет непросто пережить финансовый дождь, который может пролиться над Уфой, если Москва официально утвердит ее почтенный возраст и назначит празднование юбилея, подобного миллениуму Казани.
Поэтому в то время, как Академия наук Башкортостана обратилась к российским историкам с просьбой дать оценку городищу, в Татарстане провели презентацию изданий исследователя, который придерживается альтернативной точки зрения на историю Уфы, бывшего соратника президента Башкортостана Муртазы Рахимова Николая Швецова. Он автор серии брошюр по истории, назвать которые есть резон поименно: «Критические заметки по истории Башкирии», «Критические заметки об одном «юбилее» (правда и ложь о так называемом «450-летии добровольного присоединения Башкирии к России»)», «История одной авантюры: размышления о том, кто и зачем создал Башкирскую автономию и Республику Башкортостан».
Одними только названиями своих брошюр их автор так потрафил татарстанским исследователям, что они устроили их презентацию в здании Всемирного конгресса татар. Вместе со Швецовым приехали еще трое историков из Уфы с брошюрами, изданными на средства АН Татарстана, за что авторы на протяжении всего мероприятия благодарили сотрудника Института истории этого ведомства Дамира Исхакова, по сути, организатора презентации.
Эту презентацию изданий в пику Уфе стоило организовать хотя бы для того, чтобы политики Татарстана на десять лет вперед (столько времени потребуется ученым для доскональной обработки городища) могли гордиться первенством столицы Казани, о котором заявил Швецов: «При основании Уфы казанцы прислали баржу со стройматериалами, топорами, было 30 татарских строителей и, без всякого сомнения, Уфа обязана своим возникновением Казани. Что касается добровольного воссоединения России и Башкирии, то я в своих исследованиях показываю, что, во-первых, и России не было, во-вторых, и Башкирии не было. Некому было соединяться. В переписке ногайского хана с царем прямо говорится: «Казанского уезда башкир Уфа будет». То есть российская власть признавала юрисдикцию не башкирских племен, а татарских ногайских племен». Идею о 1500-летии башкирской столицы исследователь назвал «исторически неподкрепленной», а сами доказательства этого «смешными».
Спасибо монетке князя Вацлава
Между тем даже директору Института истории АН Татарстана Рафаэлю Хакимову, которого относят к противникам идеи о самостоятельности башкирского этноса, доказательства не кажутся такими уж смешными. В «Звезде Поволжья» (№ 35) было опубликовано его мнение по этому вопросу, в котором он признал, что в городище археологически слои прослеживаются с V века н.э. В то же время ученый из Татарстана приходит к выводу, что городище вряд ли имеет отношение к истории современной Уфы: «Увязывать данное городище с историей современной Уфы не представляется возможным из-за отсутствия непрерывных культурных напластований с момента возникновения до современности».
Нужно сказать, что 1000-летний возраст Казани в свое время обосновали двумя находками: древнечешской монетой князя Вацлава, чеканенной в Праге (929–930 годы), и обломком арабского дирхема первой половины X века. Так что исследование городища Уфа-2 во взаимоотношениях Татарстана и Башкортостана уже сейчас скорее всего переходит из исторической сферы в политическую.
Казань