Таинство крещения на Дону совершали над новорожденным в первые же недели его жизни. Глубоко верующие казаки опасались, что если младенец умрет некрещенным, то не попадет на Страшный суд. Потому, кстати, до крещения возле колыбельки младенца ставили горящую свечу – отпугивать злых духов.
Крестили детей только в храме. При обряде присутствовали крестные отец и мать, а также бабушка, принимавшая роды. В кумовья старались брать замужних женщин, у которых уже были свои дети. Нарекали ребенка только по святцам. Святой, имя которого получал ребенок, считался его небесным покровителем.
По словам историка Галины Астапенко, казаки во время крещения в чан с водой бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка. Примечали: шарик тонет – долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся, то, значит, не жилец на этом свете.
Казаки – люди суеверные. Если при выходе из церкви первым встречали мужчину, это считалось к добру, женщину – ребенок будет несчастлив, а если животное – к богатству.
К новорожденным мальчикам в казачьих семьях всегда было особое отношение. Их сразу начинали величать казаками, да и крестины праздновали на широкую ногу. На них приглашались не только кумовья, родные и соседи, но и товарищи по службе, походам.
А когда прорезался первый зуб, родители возили казачонка в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы малыш рос мужественным. В подарок, «на зубок», дарили что-либо из воинского снаряжения: ружье, шашку, патроны и даже порох. В годик мальчика стригли. Первые пряди волос, срезанные крестной, хранились потом всю жизнь за иконой.
Рождение девочек так широко не праздновалось. Считалось, что главное для женщины – это крепкая семья да достаток. Когда девочка подрастала, дарили ей ленточки да платки, чтобы было чем голову прикрыть, когда в церковь идешь.
В советские времена если кто и крестил своих детей, то старался это делать в тайне даже от родственников. Сегодня традиция крещения вернулась. И многие стараются приобщить свое чадо к церкви сразу же после его рождения. Считается, что лучше всего крестить младенца на 40-й день с момента его появления на свет. Церковь объясняет это тем, что до этого времени ребенок питается молоком матери, еще не получившей церковного очищения (через 40 дней после рождения малыша матери читается молитва, позволяющая ей войти в храм и причаститься).
И если лет 20 назад приглашали батюшку на дом тайком, то теперь торжественно несут ребенка в храм. При этом многие ростовчане желают крестить ребенка в Спасо-Преображенской церкви, что в хуторе Обуховка в устье Дона (15 км от Ростова). Это единственный приход на Дону, который не закрывался никогда. Храм был торжественно освящен в 1866 году и до революции считался одним из богатейших. Прихожане жертвовали в благодарность Господу драгоценные украшения, кольца, кресты, на их средства делались золотые и серебряные оклады на иконы тех святых, которые помогли им. Эти намоленные иконы до сих пор есть в церкви. Рассказывают, что в 1918 году, когда большевики хотели снести храм, прихожане со всей округи с вилами и топорами держали осаду не один день.
Расценки на крещение в Спасо-Преображенской церкви, как, пожалуй, и во всех других храмах, – 300 рублей, если вы желаете крестить своего ребенка с другими детьми, и вдвое больше, если хотите, чтобы он был только один. А после крещения, на радостях родители стараются отблагодарить священника. Но это уже, как говорится, ваше личное дело.
Зовут в кумовья очень близких людей. В последнее время молодые родители стали брать в крестные тех, кто был у них на свадьбе дружком и дружкой. Но ни в коем случае не супругов.
Крестик и свечи приобретаются в церкви непосредственно перед таинством. А вот рубашку или ткань, в которую младенца заворачивают после купели, дарит крестная мать. Покупку крестика и расходы по совершению таинства берет на себя крестный отец.
Перед крещением батюшка, как правило, проводит собеседование, спрашивает у будущих кумовьев: верующие ли они и понимают, какую ответственность за судьбу ребенка берут на себя?
И хотя перед крещением матери ребенка желательно исповедаться и причаститься, а крестным выдержать трехдневный пост, далеко не все это делают. И прежде всего по незнанию.
Впрочем, как утверждает прихожанка Спасо-Преображенской церкви Зинаида, хорошо уже то, что молодежь потянулась к церкви, а знания придут со временем: «Бог это простит».
Ростов-на-Дону