Дмитрий Козак получил в свое ведение настоящее суперминистерство.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Бывший полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Николаевич Козак (которого подчиненные за глаза зовут ДНК) пробыл в «кавказской ссылке» три года, чуть ли не день в день. И поэтому первое впечатление, которое возникло у наблюдателей после известия о назначении Козака главой Минрегионразвития, было примерно таким: «Надо же, столько лет человек пахал в самом сложном округе страны, а что в благодарность?»
Не место красит человека
Действительно должность министра регионального развития до последнего времени считалась «расстрельной». Направить чиновника на этот трудовой фронт все равно что в советское время – на сельское хозяйство. Не случайно, говоря о предыдущем главе этого ведомства Владимире Яковлеве, премьер-министр Виктор Зубков сказал: «Он старался. Но ему трудно было биться с рядом министерств – они имели те полномочия, которые передаются Минрегионразвития».
У Дмитрия Козака таких проблем, похоже, не будет. Новый Минрегионразвития, уже прозванный суперминистерством, будет разрабатывать методику выделения регионам бюджетных трансфертов (кстати, это около 1 трлн. руб. ежегодно), управлять инвестфондом (180 млрд. руб.), региональными и федеральными целевыми программами, наконец, под контроль ведомства Дмитрия Козака попадут программы развития Владивостока (более 146 млрд. руб.) и Сочи (более 300 млрд. руб.). Плюс ко всему под колпак ведомства Дмитрий Козака попала госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (а тут денег, похоже, вообще не сосчитать).
Справился ли бы с поставленными перед Минрегионразвития задачами Владимир Яковлев, получи он подобные полномочия, вопрос риторический. Но в любом случае схема действий руководства страны типична для последних лет. Сначала вспоминается о человеке, обладающем тем или иным потенциалом (и соответствующим отношением к нему «вышестоящих товарищей» или, что еще важнее, «главного товарища»), а потом под этого человека создается определенная чиновничья структура.
Кстати, второй кадровый, скажем так, вывод из возвращения Дмитрия Козака – институт полпредства в России изжил себя окончательно и бесповоротно. Обратите внимание: Козак уже неделю как министр, его кресло в Ростове-на-Дону пустует, а никакого ажиотажа вокруг этой темы нет. Нет ни дискуссии: «Кто придет?», ни споров все знающих политологов и политиков, ни вообще какого-либо интереса в обществе к этому вопросу. А ведь Дмитрий Козак был чуть ли не единственным полпредом, которого обстоятельства горячего юга страны вынуждали чуть ли не еженедельно исполнять роль невольного ньюсмейкера. Похоже, если в отставку разом подадут сразу шесть остальных «государевых оков», никто этого и не заметит.
В деревню, в глушь, в Саратов...
Одновременно с созданием Минрегионразвития кардинально изменился стиль деятельности правительства. Началось все с того, что одного из чиновников Министерства финансов «сослали» на Сахалин – проконтролировать выделение бюджетного кредита на проведение аварийно-восстановительных работ после землетрясения в Невельске.
Затем был немедленно вызван в Москву глава правительства Якутии Егор Борисов – чтобы выяснить точные цифры средств, необходимых для ликвидации последствий стихийного бедствия.
Потом Виктор Зубков перепугал всех чиновников Минкульта (начиная с самого министра), которые, оказываются, не уделяют должного внимания регионам и в отличие от самого премьера не посетили, к примеру, Пензенскую область. Мол, это просто безобразие: Радищев, Ключевский и Лермонтов здесь были, а министр Соколов не был!
То есть правительство настолько повернулось лицом к провинции, что на местах чиновникам страшно стало. Виктор Зубков, по его словам, даже дал себе слово: «Перед каждым заседанием правительства, где будут рассматриваться вопросы социально-экономического развития региона, я буду обязательно выезжать в эти регионы, и на местах будем спокойно знакомиться с положением дел». При этом в инспекции по регионам премьер собирается ездить не один. Сформирован «региональный спецназ» в составе самого премьера, Дмитрия Козака, главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной и главы Минздрава Татьяны Голиковой. При необходимости будет привлечена группа поддержки из других министров. Причем поездки по регионам будут носить, как подчеркнул премьер, «неожиданный» характер.
От обеда и до забора
Смена правительства в стране, как известно, обосновывалась предстоящим выборным циклом. Похоже, и на регионы государство обратило внимание именно в этой связи. Тот же Сахалин в электоральном смысле почти ничего не весит (население острова менее 700 тыс. человек), но такое впечатление, что решили ничем не разбрасываться.
Другое дело, что вызовом одних чиновников «на ковер» в Москву, а других командированием на край света проблемы провинции не решить. Метод подобных разносов, конечно же, вызывает симпатии электората, но к системному управлению страной никакого отношения не имеет. Именно поэтому крайне важно, чтобы смена вектора – от глобальных проблем к конкретным региональным – не осталась лишь предвыборным ходом.
А вот насчет этого есть большие сомнения. Конечно, освоить миллиарды, выделенные на олимпийские объекты, проблем не составит. Другое дело – ЖКХ, на котором обломать зубы может любой. Сам Дмитрий Козак уже заявил, что «здесь непосредственных административных рычагов нет, есть финансовые инструменты и механизмы, которые стимулируют местные органы власти прежде всего на реформу в этой сфере, которая тащит страну назад». С первым тезисом спорить сложно. Как и с последним. А вот что это за стимулирующие инструменты и механизмы, по-моему, еще никто не знает.
Кстати, о стимулировании региональных и местных властей Дмитрий Козак говорит много и с охотой. Похоже, ему не терпится применить свои наработки по ЮФО. Как известно, в бытность полпредом Козак разработал систему (из более чем 70 показателей) оценок деятельности глав регионов. Правда, привели ли эти цифры к каким-то реальным результатам, осталось тайной за семью печатями. Отставки глав субъектов Федерации на Северном Кавказе происходили по любым причинам, но только не из-за «шкалы Козака».
Если новый министр регионального развития решит внедрить свою шкалу повсеместно, будет, судя по всему, немало поводов для веселья. В свое время Дмитрий Козак изрядно позабавил глубинку, внедрив систему «нарезки» муниципальных округов по принципу «сколько километров человек пройдет от рассвета до заката» (тут же названный принципом «от обеда и до забора»). Теперь, надо полагать, ДНК, проведя три года не только в ростовском кабинете, но и разъезжая по неспокойному Югу России, приобрел не только теоретические, но и некоторые практические навыки. Так что хочется верить, реформа региональной политики станет реальной и, главное, будет соответствовать подлинным, а не виртуальным потребностям отечественной провинции.
Вообще-то, как известно, под водочку хорош соленый огурчик, а под выборы – разговоры про неустанную заботу о провинции. Хочется верить, что вектор региональной политики после выборов не вернется в прежнее русло полного безразличия. Как, увы, это уже было не раз.