Нефтяная отрасль в Томской области в последнее время находится в зоне внимания экологов и областной прокуратуры. По словам прокурора Томской области Сергея Панова, в прошлом году впервые два дела по разливам нефти были направлены в суд. В этом году запланированы несколько проверок, связанных с транспортировкой нефти по территории области, а также с разработкой правобережья Оби.
В то же время, как утверждает начальник областного Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Адам, нефтегазовый комплекс начал больше сотрудничать с экологами. Сейчас разрабатываются программы по ликвидации разливов, больше средств выделяется на устранение последствий аварий. Согласно данным Департамента природных ресурсов, если в 2005 году объем аварийных разливов нефтепродуктов в целом по области составил 848,6 тонн, то уже в 2006-м – всего 193,4 тонны. Отмечается, что первые положительные изменения в экологической ситуации в районах нефтегазопромыслов произошли в начале 90-х годов. В это время начала работать Федеральная природоохранная служба, и нефтяники стали более или менее соблюдать технологию, которая заложена в проектах освоения новых месторождений.
По словам заведующего лабораторией охраны природы НИИ биологии и биофизики Томского государственного университета Александра Березина, максимальный вред природе наносил вахтовый метод, который, с точки зрения экономики, был удобным, но экологии наносил ущерб. Именно с этим фактором связано и большое количество лесных пожаров в то время. «Мы, – рассказывает Алексей Березин, – в 89–90-х годах анализировали приуроченность пожаров и заметили, что там, где есть группа месторождений или разведочная площадь, количество возгораний резко увеличивается. Нам отвечали, что это, мол, из-за молний. Но почему тогда молния бьет чаще там, где месторождения?» По мнению ученого, приватизация нефтяной отрасли, с точки зрения охраны окружающей среды, была благотворной. Функции частника-природопользователя, задача которого получить прибыль, и государства-контролера, задача которого сохранить природу, были разделены, и теперь инспектор наконец-то может вести себя как госслужащий, отстаивая интересы страны.
Но сегодня появляются и новые проблемы. Если нефтяные компании находятся в зоне особого экологического внимания, то другие хозяйствующие субъекты выпадают из него. Так, в июле северские экологи (Северск находится от Томска ниже по течению реки Томи) обнаружили, что в трех реках, трех озерах, в ливневых стоках из Северска и Томска зафиксировано повышенное содержание нефтепродуктов. Источники их не были определены, и, судя по всему, они разные. Этим же летом на Оби произошла утечка нефтепродуктов из неправильно пришвартованной баржи. Поначалу сообщалось, что топлива в реку ушло немного. Но позднее выяснилось, что чуть ниже того места, где стояла баржа, содержание нефтепродуктов превышало предельно допустимую концентрацию в 764 раза.
Томск