На самолете со звездочками россиян за границу обычно не пускают.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Курино-яичный парадокс
Как рассказали «НГ» в петербургском аэроклубе «Звезда», полетами на собственных самолетах сейчас увлекаются в основном энтузиасты, причем далеко не всегда состоятельные. Бюрократические препоны отталкивают многих потенциальных покупателей, которые располагают значительными средствами. В авиапарке питерских любителей шире всего представлена продукция отечественных производителей – четырехместные Як-18Т, двухместные Як-52, 10-местные Як-40 и L-410. Дорогие иномарки – Cessna, Cirrus, Piper – встречаются реже: среди владельцев личных самолетов не очень много состоятельных людей. А энтузиасты со средним достатком способны приобрести лишь подержанный отечественный самолет. «Один из членов нашего клуба собирал свой самолет несколько лет, докупая детали по мере появления денег. Фактически он работал на этот самолет. Теперь, когда самолет уже готов, он все время думает о модернизации и улучшениях», – рассказал «НГ» сотрудник аэроклуба.
А вот просто полетать над Петербургом может каждый. Для этого не надо получать удостоверение пилота, арендовать самолет и запрашивать диспетчерскую на вылет. Достаточно прийти на площадку перед Петропавловской крепостью, с которой периодически взлетает вертолет Ми-8. 15-минутный полет над городом стоит около 1500 руб. с человека. Одна проблема – этот вертолет летает только по своему маршруту и приземляется в той же точке, с которой взлетел. Поэтому использовать его в качестве аэротакси не получится.
На самом деле садиться и взлетать в Петербурге практически негде. Не считая аэродромов, все вертолетные площадки в городе можно пересчитать по пальцам одной руки – на Петропавловке, у НИИ скорой помощи, рядом с кольцевой дорогой. Впрочем, вертолетов в городе пока настолько мало, что нужды в большом количестве площадок нет. Но и количество вертолетов не увеличивается потому, что взлетать и садиться им негде. Парадокс курицы и яйца действует здесь в полной мере.
С самолетами в Петербурге ситуация несколько иная. Изначально не предполагается, что небольшой частный самолет будет использоваться для перевозок в пределах города. Десятки авиационных энтузиастов содержат свои машины вовсе не для этого. Их привлекает полет как таковой, а не быстрая доставка из точки А в точку Б. Поэтому подавляющее большинство частных самолетов малой авиации находится в руках энтузиастов, а не бизнесменов.
Поднебесные цены
Как и в случае с вождением автомобиля, прежде чем садиться за штурвал самолета, любой будущий авиатор должен получить права – пилотское удостоверение. Для этого придется пройти курс обучения на специальных курсах. Покупка удостоверения без курсов – удел самоубийц. До 2004 года выдачей пилотских удостоверений и регистрацией частных самолетов занималась Федерация любителей авиации. Так как учреждение было негосударственным, в 2004 году его функции передали Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). Теперь для авиаторов эта организация – примерно то же, что и ГАИ для автолюбителей.
Обучение в петербургской автошколе стоит от 12 тыс. руб. за курс. Получить права летчика намного дороже. Одно практическое занятие с инструктором стоит 120–150 долл. Для сдачи экзамена необходимо налетать не менее 42 часов. Таким образом, 5 тыс. долл. – это тот минимум, который придется отдать за летное удостоверение. В реальности для получения практических навыков требует больше времени – 50–60 часов налета. Стоимость обучения, разумеется, от этого растет.
Получив пилотское свидетельство, вы теоретически сможете совершать на своем самолете международные перелеты. По крайней мере в страны, входящие в ICAO (Международная организация гражданской авиации). Правда, на практике выходит, что далеко не все страны позволяют российским пилотам беспрепятственно пересекать свои границы. В некоторых случаях их требуют чуть ли не пересдавать экзамены.
Так или иначе, на одном удостоверении полетать не получится – нужен еще и самолет. В петербургском небе попадаются и подержанные самолеты, и новые, и даже самостоятельно собранные. Стоимость хорошо подержанного отечественного самолета – от 30–40 тыс. долл. Этот вариант подходит тем, кто не хочет тратить на самолет астрономические суммы. В 50–100 тыс. долл. обойдется покупателю самолет, доставленный по частям. Большинство таких «наборов» производится в США. Через океан они транспортируются в Россию и собираются энтузиастами самостоятельно. В США один набор можно купить всего за 18 тыс. долл. Но в России он уже стоит в полтора раза дороже, причем в него не входят двигатель, приборы и многие детали интерьера. В итоге стоимость самостоятельно собранного самолета оказывается сопоставимой с дорогим автомобилем представительского класса. Если продолжать сравнение с автомобилями, то новые самолеты стоят так же, как и автомобили Ferrari, – от 100 тыс. долл. и выше.
Закон не дает взлететь
Чтобы летать без проблем с законом, купленный самолет необходимо зарегистрировать. Из-за проблем с российским законодательством это сделать очень непросто. Если зарегистрировать самолет в РОСТО, то на нем тут же нарисуют звездочки. Фактически с этого момента самолет станет военным. В России на нем можно будет летать свободно, а за границу такое летное средство не пустят. Другой путь – передать самолет авиакомпании, которая имеет право эксплуатировать гражданские суда. В таком случае на фюзеляже нарисуют флажок, и самолет сможет летать в разные страны. Только с каждой авиакомпанией придется договариваться в индивидуальном порядке.
Летать на незарегистрированном самолете формально нельзя. Но на практике это правило нарушается повсеместно. Воздушной инспекции в России нет, контролировать полеты маленьких самолетов, снующих на высоте до 300 метров, некому. Формально перед вылетом владелец частного самолета или вертолета должен подать заявку, в которой будут указаны направление, маршрут, время вылета и прилета, и, кроме того, он должен постоянно поддерживать связь с одним из центров управления воздушным движением. Многие, особенно владельцы незарегистрированных самолетов, это правило не соблюдают. Даже если их ловят, что случается очень редко, штраф за нарушение составляет всего от 10 до 25 МРОТ. Учитывая трудности с регистрацией, пилотам зачастую легче и дешевле платить штрафы.
Вся эта неразбериха возникла в связи с отсутствием в России федерального закона о малой авиации. До сих пор нет норматива, который бы установил четкие правила регистрации и полетов частных самолетов на территории страны. Специалисты сходятся во мнении, что до принятия закона рынок частной авиации будет развиваться черепашьими темпами. Что и подтверждается фактами – в Петербурге с населением около 5 млн. человек базируется всего около сотни легких самолетов.
Санкт-Петербург