Садака полагается только тем, чью нужду подтвердят как минимум трое членов мусульманской общины.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Садака – это слово нужно произносить, твердо выговаривая каждый слог и с ударением на последнем, – в переводе с арабского означает «искреннее даяние». Что-то сродни милостыне, и для русских переводится как милостыня, но все же не милостыня в ее православном значении.
Если православный просит у прохожего: «Подайте милостыню Христа ради!», то правоверному ислам запрещает просить. И уж тем более у прохожего. Мусульманин может просить только у Всевышнего. Поэтому у мечети не встретишь нищего, как у православного храма, где к тебе тянутся десятки старческих дрожащих рук. И раздавать садака может только тот мусульманин, который имеет для этого возможность. И не обязательно деньгами. Это может быть одежда, продукты, услуги, предоставление жилья, прощение долга.
И только тому, чью нужду подтвердят минимум трое членов махаля – мусульманской общины, сформированной вокруг мечети. И принимать садака может только тот, кто сам не в состоянии ее давать. «В противном случае это будет расцениваться как вымогательство, – объясняет имам-хатыб Закабанной мечети Казани Исхак-хазрат Лотфуллин. – Ислам не терпит насилия ни над дающим, ни над принимающим. Поэтому с незапамятных времен существует неофициальный перечень тех, кому положено давать садака: неимущим, включая студентов, учащихся, или содержащим неимущих, инвалидам, людям, разоренным в результате жизненных невзгод, путникам, у которых нет средств добраться до места назначения. Мечети содержатся за счет садака, и труд тех, кто работает в мечетях, оплачивается за счет садака. При входе в мечеть стоит урна с прорезью, чтобы любой мусульманин мог положить в нее садака, если ощущает такую потребность».
Конечно, то, что раньше было непреложным, нынче, после десятилетий безверия и уничтожения мусульманских храмов, делается приблизительно. Раньше стоило татарину-землепашцу покрепче стать на ноги, как соседи это сразу замечали по двум признакам: хозяин начинал наряжать свою жену, а его домочадцы начинали читать Коран, а эта священная книга расписывает жизнь мусульманина от рождения до смертного часа, наставляет на путь истинный, на котором он обязательно почувствует потребность заботиться о своей мусульманской общине. «В прошлом, по рассказам пожилых людей, садака во время званого обеда раздавал только хозяин дома, да и то – читавшему Коран и самым почтенным старцам, а также одиноким, бедным. Сейчас же это, как правило, раздача небольшой суммы денег не только сидящим за столом, но и вообще всем присутствующим в этот момент в доме (обязательно детям, безмерно радуя их) сначала хозяином, потом хозяйкой, их взрослыми (как правило, семейными) детьми, а затем и всеми участниками присутствующим. Раздача садака завершается молитвой», – сообщает монография «Татары», подготовленная коллективом ученых Казанского госуниверситета и Академии наук Татарстана.
Садака в чистом виде – это все исторические мечети в Казани. Начиная с самой первой соборной мечети «Марджани», известной также как Юнусовская. Несколько поколений казанских купцов Юнусовых, воспитанных на Коране, считали долгом щедро делиться плодами своих неусыпных трудов со своей мусульманской общиной. Примерно так же отстраивались богатыми купцами все исторические казанские мечети: Азимовская и Апанаевская, Бурнаевская и Усмановская, Голубая мечеть, выстроенная на средства купца Ахмета Аитова-Заманова. Садака – это и система национального образования, созданная на пожертвования казанских купцов. Они отстроили многочисленные мектебе и медресе и самое знаменитое высшее медресе «Мухаммадия», где получали образование дети татар, поскольку вход в Казанский императорский университет для них был закрыт. И содержали все это на свои средства, в том числе дома для сирот и их обучение.
Современным татарам о таком размахе садака остается только мечтать, хотя в постперестроечные годы в Татарстане появилось более полутора тысяч новых мечетей. Правда, даже по пятницам они остаются полупустыми. Истинные верующие горько шутят, что это «из-за того, что построены либо на бюджетные средства, либо на ворованные». А правоверный признает только садака.
Казань