В седые времена предшественники удмуртского этноса были разделены на два крупных племенных объединения – ватка и калмез. Ученые предполагают, что в этих названиях зафиксированы тотемы – священные животные, которым поклонялись древние: ватка – от «вад», что значит выдра, бобр. Калмез, возможно, происходит от «кала» – рыба и «миес» – человек.
В Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртии работает выставка, которая так и называется – «Ватка и калмез».
Сведений о ватке и калмезах немало как в фольклоре, так и в памятниках материальной культуры. Племена – родственные, язык общий, но имеющий небольшие диалектные расхождения. В культуре также много схожего, хотя есть и различия. Исторически сложилось так, что оба племени долгое время соперничали, оспаривая друг у друга места проживания. Сохранились эпические сказания о борьбе иднакарских богатырей вотка с селтинскими калмезами. Они не поднимали на родичей оружие, а устраивали состязания среди самых сильных представителей, своеобразные турниры. Например, кидали бревна. Кто дальше закинет, там и будет проходить граница с соседями.
Ведущий методист центра Оксана Вахрушева работала над концепцией выставки: «Прежде линия расселения племен проходила через реку Чепца. Сейчас такой четкой границы провести нельзя, да и деление исчезло, хотя многие удмурты помнят о своей особости. Условно вотка – северные удмурты, калмезы – южные. Мы попробовали поискать различия в их материальной культуре на примере костюмных комплексов».
Оказалось, что это возможно. До сих пор прослеживаются различия в цветовой гамме и одежде. Вотка любят белые тканые полотна, не слишком броско украшенные. У калмезов в стиле ощущается влияние восточных культур, они любят красное. В их нарядах – невозможная на первый взгляд пестрота цветов, которая искусно гармонирует с темным фоном, и это создает неожиданный баланс. Особняком стоит Шарканский район. Он переходный по культуре, срединный. В костюмах, представленных на выставке и выполненных современными мастерами на основе традиций, все это просматривается.
Мастер и методист центра Алена Ильминская показала это в своих деревянных куклах-футлярах. По форме они, как матрешки. Роспись одела деревянных красавиц в разнообразные местные одежды. Северянка – в сдержанном по украшениям белом шортдэреме (женская рубашка), двух платках, шарканка – в белом платье-рубахе, обильно украшенном лоскутами, вышивкой, косынке с аппликацией, южанка – в клетчатой пестряди.
Эти кукольные комплекты разлетаются в салоне как горячие пирожки. «Продавец мне постоянно твердит: делай еще, все продано», – говорит Алена.
Об истории племен можно узнать из изделий, выполненных в разных техниках. Это берестяные, деревянные, тканые панно, бочки, вышивка, скульптуры, корзины. Выставка – результат научной работы, которую проводит Национальный центр вместе с экспертами, районными и сельскими филиалами. Все, что сохранилось в народной материальной культуре до сегодняшнего дня, здесь фиксируют, изучают, раскладывают по полочкам и развивают. Прошлое, которое прежде уносило от нас, как от нелюбопытных потомков, свои тайны, теперь доверчиво раскрывает свои секреты.
Ижевск