Татарстан еще в середине 90-х принял программу ликвидации ветхого жилья. И ввел специальный республиканский налог – 1% с оборота в так называемый «ветхий» фонд со всех предприятий любой формы собственности. Частный бизнес поначалу взбрыкнул, но был остановлен фразой президента республики Минтимера Шаймиева, которая стала крылатой: «Кто не хочет платить – пусть уезжает из Татарстана».
Программа ликвидации ветхого жилья действовала по всей республике, но ее разгромная мощь пришлась на татарскую столицу – Казань, а еще точнее – на исторический центр города. С 1995 года с карты города стали исчезать не просто отдельные дома, исторические памятники архитектуры, а целые улицы одна за другой (на сегодня около двадцати памятников деревянного зодчества).
Кроме упомянутого республиканского налога в распоряжении Татарстана были деньги федеральной казны. В рамках подготовки празднования 1000-летия Казани федеральный Центр профинансировал целевую пятилетнюю программу сохранения и развития исторического центра столицы республики в размере более 60 млрд. руб. Между тем департамент территориального развития Министерства экономики и развития РФ на запрос председателя Всероссийского общественно-политического движения «Против преступности и беззакония» Дмитрия Бердникова сообщил, что сотни миллиардов федеральных средств пошли на строительство ресторанов, торговых комплексов, культурно-развлекательных центров, а также на «дороги по маршруту следования» (22 улицы) и «фасады по дороге следования» (218 фасадов) президента Владимира Путина, который приезжал на празднование.
Президент Минтимер Шаймиев в одном из своих интервью заявил, что от реализации программы «в выигрыше оказались буквально все». Хотя к программе ликвидации ветхого жилья многие жители Казани относятся очень скептически. Более 70 тыс. семей коренных казанцев были отселены из центра города на его окраину в дешевые муниципальные дома (из расчета 7 кв. м на отселенную душу), в которые нужно вложить очень много сил и средств, чтобы они стали пригодными для проживания. В итоге Вахитовский район Казани (ее исторический, культурный и научный центр) стал, по сути, «мертвой зоной». В поселке Актюбинском Азнакаевского района до сих пор бушуют страсти по поводу того, что районные чиновники отчитались о ликвидации ветхого жилья, а людей из этого самого жилья переселить забыли. Двадцать человек, преимущественно пенсионеры, 22 августа с.г. объявили голодовку и, чтобы въехать в обещанные новые квартиры, обещают дойти до Страсбургского суда.
Казань