В томском СИЗО давно уже не содержался столь высокопоставленный подследственный.
Фото автора
Прокуратура Томской области завершила предварительное следствие по делу отстраненного от должности мэра Томска Александра Макарова и предъявила ему обвинение по семи статьям УК РФ: начиная от вымогательства, совершенного в целях получения имущества, в особо крупном размере и заканчивая незаконным приобретением и хранением наркотиков в особо крупном размере без цели сбыта.
Гектары для друзей и близких
Начальник следственного управления областной прокуратуры Павел Сбышко сообщил одному из местных еженедельников, что представителям ближнего круга (друзьям, родным), а также за взятки мэр на протяжении 2003–2006 годов передал 130 га (1,304 млн. кв. м) городской земли в центральной части Томска. Эти участки, как сообщает издание, «достались зятю Макарова, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых имелись доли жены мэра, его сына, дочери и друга семьи В.Бакуревича, оказывавшего юридические услуги семейству Макаровых».
Впервые за все время следствия прозвучало, почему мэр, поначалу не соглашавшийся пустить «Российские коммунальные системы» (РКС) на томскую землю, в конце концов свое мнение изменил на противоположное. Перемена позиции была оценена в 385 тыс. долл. В настоящий момент эта компания со скандалом покинула территорию города, нанеся ему, если судить по многочисленным публикациям и выступлениям руководителей города и области, значительный ущерб. В факте передачи взятки добровольно признались представители РКС, что, согласно закону, освобождает их от уголовной ответственности.
В деле фигурируют и другие эпизоды с крупными взятками.
Вообще-то фактов, характеризующих мэра как личность криминальную, в обвинительном заключении можно было бы ожидать значительно больше. В марте по центральному российскому каналу прошла передача о криминальной деятельности Макарова. В ней начальник отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Томской области Андрей Гусев сообщил, в частности, следующее: «В ходе следствия был изъят и приобщен к делу приказ об отчислении Макарова из мединститута. В 1969 году Макаров был отчислен в связи с академической неуспеваемостью как страдающий наркоманией». Авторам передачи также был передан документ – выписка-требование информационного центра УВД Томского облисполкома, в котором сообщалось, что Александр Макаров задерживался 9 декабря 1982 года за кражу.
Наркоман и развратник?
Много еще чего говорилось в той примечательной передаче. Например, говорилось о том, что в прокуратуру обратились родственники некогда несовершеннолетних девочек (ныне уже солидных дам), которые будто бы рассказали, что в свое время «школьницы общались в неформальной обстановке с градоначальником». Этот пассаж иллюстрировался видеорядом – оперативной съемкой. В кадре видно, как Макаров идет рядом с девушкой, по виду школьницей.
Особый интерес вызывала тема наркомании мэра. Если судить по обвинительному заключению, то ему инкриминируется только хранение наркотиков без цели сбыта. Зачем он их хранил, можно только догадываться. Впрочем, работники правоохранительных органов напрямую говорят, зачем. Совсем недавно в Новосибирске была проведена экспертиза на предмет выявления наркозависимости Макарова. Сам бывший градоначальник отказался принимать в ней участие. Но специалисты из другого города по документам (медицинским картам и пр.) установили, что подозреваемый употреблял наркотики с 60-х годов. (По одним данным, он – полинаркоман, по другим – у него опийная зависимость.) Более того, новосибирские специалисты установили, что у него наркомания третьей степени. Эти же специалисты отметили (цитирую ранее упомянутый еженедельник): «За несколько месяцев содержания под стражей Макаров «съел» 19 «стандартов» пенталгина (болеутоляющее средство с содержанием кофеина), который ему передавали родственники. Хотя врачи этот препарат Макарову не прописывали и пенталгин нельзя принимать больше 5 дней подряд (по 2–3 таблетки в день)».
Еженедельник, видимо, с подачи прокуратуры, отмечает, что «наркомания третьей степени характеризуется тем, что если на первых стадиях наркоманы принимают большие дозы и испытывают эйфорию, то на третьей стадии эйфории от приема наркотиков уже нет и наркоманы принимают наркотики в небольших дозах только для поддержания нормального самочувствия».
Вопросы без ответов
Между тем, как утверждают томские специалисты, наркомания третьей степени характеризуется прогрессирующим распадом личности.
То, что отстраненный мэр действительно является наркоманом, можно было при соответствующем желании правоохранительных органов установить не через семь месяцев пребывания подозреваемого в СИЗО и не заочно, а очень точно в течение первых 72 часов после ареста. Это устанавливается при помощи анализов. Исследуется характер принимаемых наркотиков – то ли это вещество домашнего изготовления, то ли это вещество в составе лекарственных препаратов. Но почему-то это сделано не было, хотя тема наркомании зазвучала сразу же после задержания Александра Макарова.
Если следствие будет придерживаться версии, что у экс-мэра третья стадия наркомании, то дело, и так уже имеющее политический подтекст, обретет новое политическое звучание. Получается, что полумиллионным городом десять лет (!) руководил наркоман? И может встать вопрос, а куда же смотрели все: глава региона Виктор Кресс и его заместители (а вице-губернатором, к примеру, является бывший прокурор области), коллеги Макарова по городской администрации (а там есть отставные высокопоставленные сотрудники ФСБ), ныне действующие силовики (ФСБ, УВД и пр.), «Единая Россия», которая дружно приняла градоначальника в свои ряды (и столь же дружно изгнала оттуда после ареста). Куда смотрело руководство СИЗО, когда родственники снабжали Макарова наркосодержащими лекарствами, которые врачи не выписывали? А за такими вопросами могут последовать и соответствующие ответы – в виде оргвыводов.
Впрочем, последние будут обязательно. В истории с РКС последняя страница еще не перевернута. В СМИ, близких отстраненному мэру, уже проходят скрытые угрозы – в виде вопросов: а почему это те, кто вместе с мэром продвигал РКС, вместо того чтобы быть отстраненными от дел, наоборот, получают повышение?
Томск