Петербургские автомобилисты, возглавившие движение «Черный флаг» против нарушения правил ПДД и произвола сотрудников ГИБДД, привлекают на свою сторону все новых и новых сторонников. Автопробеги под черными флагами прошли в конце августа сразу в нескольких городах России. На выражение общественного негодования людей вдохновляет инцидент, который произошел в Петербурге 20 июля с.г. Молодой водитель Евгений Григоровский, уклоняясь от столкновения с автомобилем ГИБДД, врезался в столб и погиб. Автомобилисты считают виновными людей в форме. Впрочем, хотя эта версия и является наиболее популярной, она далеко не единственная.
ДТП произошло на Дальневосточном проспекте. Неустановленный автомобиль ГИБДД марки «Форд» медленно двигался по встречной полосе. Куда он направлялся и почему избрал такой рискованный метод объезда пробки – неизвестно. Дальневосточный проспект имеет две проезжие части и разделен островком безопасности. Поэтому появление двигавшегося навстречу автомобиля с включенными проблесковыми маячками было для многих водителей неожиданностью. Впрочем, опасных моментов не возникало, так как автомобиль ехал медленно, пропуская основной поток машин и останавливаясь перед светофорами. В крайнем левом ряду проспекта двигался микроавтобус. Его быстро нагонял автомобиль «Опель». Водитель микроавтобуса увидел приближавшийся навстречу автомобиль ГИБДД и резко перестроился в правый ряд. Для Евгения Григоровского, сидевшего за рулем «Опеля», этот маневр стал неожиданностью. Внезапно он увидел перед собой автомобиль ГИБДД, до которого оставались считанные метры. Он резко крутанул руль вправо, вылетел на обочину и боком врезался в столб. Машина была изуродована до неузнаваемости. Водитель погиб на месте. Автомобиль ГИБДД, невольно ставший виновником аварии, уехал с места происшествия. Именно этот поступок сотрудника дорожной милиции вызвал волну негодования петербургских автомобилистов.
Почти сразу после аварии в Петербурге образовалось движение «Черный флаг», которое возглавил Роман Лутошкин, назвавший себя свидетелем аварии. Хотя Лутошкин никогда не знал Евгения Григоровского, он принял его гибель близко к сердцу и счел своим долгом организовать протестное движение. Главное требование, которое выдвинули демонстранты, впервые собравшиеся 4 августа с.г., – провести беспристрастное расследование происшествия и наказать виновных. С точки зрения организаторов акции, виновным является водитель автомобиля ГИБДД. На плакатах «Черного флага» даже указан номер этого автомобиля.
Правоохранительные органы комментируют происшествие скупо – идет следствие, поэтому распространять подробную информацию нельзя. Как сообщил «НГ» начальник второго отдела ГИБДД Санкт-Петербурга Алексей Сумин, по его информации, свидетели дают путаные показания, поэтому возникли проблемы с идентификацией того автомобиля. «Мы передали следствию все данные о наших «Фордах», которых, кстати, в городе немало. Если удастся найти того водителя и его вина будет доказана, его ждет справедливое наказание», – добавил Алексей Сумин.
Как удалось выяснить «НГ», погибший Евгений Григоровский был не простым водителем. Он неоднократно участвовал в уличных гонках и сам организовывал такие мероприятия. Около трех лет назад он отошел от движения уличных гонщиков, но агрессивный стиль вождения остался у него, похоже, до конца жизни. В момент аварии, как рассказывают очевидцы, «Опель» двигался со скоростью от 100 до 150 км/ч. Об этом косвенно свидетельствует длинный тормозной путь, а также характер повреждений, который получил автомобиль, – он буквально обернулся вокруг столба.
Автомобильные клубы, с которыми Евгений Григоровский поддерживал тесные отношения, не одобряют движение «Черный флаг». На днях клуб Race wars распространил официальное сообщение, в котором администрация клуба дала свою оценку случившемуся. «Женя Григоровский – наш хороший товарищ, он действительно в 2002–2003 годах принимал активное участие в стрит-рейсерском движении. Однако уже несколько лет он поддерживал только личные контакты с некоторыми участниками. Мы скорбим, но при этом здраво оцениваем ситуацию. Если бы Женя не превысил скорость, то трагедии не произошло бы», – говорится в сообщении. А руководство клуба Freerace решило, что автомобильные мероприятия нужно легализовать и популяризировать, сближая при этом водителей и ГИБДД. «Политические акции наподобие «Черных флагов» мы считаем неконструктивными и опасными», – заявляет дирекция клуба Freerace.
Роман Лутошкин отказывается назвать иные мотивы своих действий, кроме как желание восстановить справедливость и призвать водителей к порядку. В то же время он признает, что в рамках «Черного флага» уже начал сбор денег. По его словам, неизрасходованные на организацию автопробегов средства будут направлены больным ДЦП.
Санкт-Петербург