Свердловские депутаты подсчитали, что в области находится свыше семисот предприятий, образующих радиоактивные отходы. Наиболее известные из них: Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске, занимающийся обогащением урана; комбинат «Электрохимприбор» в Лесном, снаряжающий ядерные боеприпасы (а также разбирающий снятые с вооружения); Уральский электромеханический завод, работающий на военно-морской флот; Белоярская атомная электростанция и некоторые другие. В поселках Двуреченск, Озерный и Костоусово расположены пункты захоронения радиоактивных отходов, под городом Красноуфимском хранятся в ветхих складах монацитовые пески.
Как и на всяких техногенных объектах, на свердловских предприятиях Минатома случаются аварии, последняя из них – отказ охлаждающего устройства – случилась в 2000 году. Впрочем, по словам доцента кафедры атомной энергетики Уральского технического университета Владимира Елькина, за время существования Белоярской АЭС ни разу не было аварии первого уровня (то есть с серьезным радиоактивным загрязнением). Побывавший нынешней весной на атомной станции руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский подтвердил, что с безопасностью там все в порядке – не решен лишь вопрос с утилизацией отработавшего ядерного топлива. Координатор общественной организации «Экозащита–Екатеринбург» Ольга Подосенова утверждает, что «объем твердых радиоактивных отходов на БАЭС составляет уже более 200 вагонов, хранилище жидких радиоактивных отходов заполнено более чем на 80%. Два первых блока БАЭС выработали свой ресурс и стоят 23 и 26 лет соответственно, а проектов по их ликвидации до сих пор нет».
На других атомных предприятиях региона также случаются чрезвычайные происшествия: в прошлом году произошло самовозгорание стружки урана-238 на комбинате «Электрохимприбор». Руководство комбината утверждало, что ничего серьезного не произошло, а потому не стало даже информировать о ЧП население. Между тем жители города Лесной, где расположен комбинат, обратили внимание на то, что улицы стали поливать каждый день, чтобы исключить переноску пыли. Независимые ученые подтвердили, что горение двухсот килограммов урана не могло не привести к выбросу радиации в окружающую среду.
Бывают происшествия и иного рода: лет семь назад городской суд Лесного отправил в тюрьму расхитителей изотопов. Расхищением радиоактивной продукции еще с советских времен занималась целая группа сотрудников комбината. Технология воровства была отработана: часть изотопов не проходила по бумагам, а затем реализовывалась через специальную фирму. Часть сотрудников «Электрохимприбора» после приговора суда была лишена допуска к секретам, а сотрудники ФСБ получили правительственные награды.
Истории с похищением изотопов свидетельствуют о том, что вооруженная охрана, сплошной забор вокруг производства от воровства не спасают. Служба безопасности той же Белоярской АЭС оперативно обнаруживает в основном митингующих под ее стенами «зеленых» – несколько лет назад были задержаны участники антиядерного лагеря «Экозащита». А вот проведенные два года назад учения показали, что станция может быть легкой добычей для террористов. Согласно условиям учений, диверсанты со всей страны двинулись к АЭС, чтобы взорвать ее. Контрразведчики смогли перехватить лишь часть из них. Несколько групп достигли цели, расположились в окрестных лесах и даже ходили на городскую дискотеку. На них обратили внимание лишь местные девушки, которые не встречали в городе этих парней. В довершение всего одна из групп диверсантов подобралась (при тройном кольце окружения станции во время учений) и «выстрелила» по объекту из гранатомета.
Екатеринбург