Главный нижегородский объект атомной промышленности находится в одном из самых секретных городов страны – Сарове, бывшем Арзамасе-16. Здесь расположен Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ–ВНИИЭФ), одно из ключевых учреждений Минатома, в котором ведущие физики страны (Юлий Харитон, Андрей Сахаров) в советские годы работали над созданием ядерного оружия.
Сегодня Саров огорожен рядами колючей проволоки со сверхчувствительными датчиками, пропашной полосой, его границы тщательно охраняются, а въезд и выезд строго ограничены. Так называемые промышленные площадки находятся за еще несколькими рядами колючей проволоки и имеют свою, дополнительную, еще более тщательную охрану. Региональное управления ФСБ регулярно заявляет о том, что РФЯЦ–ВНИИЭФ продолжает оставаться объектом первоочередных устремлений иностранных спецслужб.
Сверхзакрытость не помешала, правда, музейно-храмовому комплексу Сарова получить в прошлом году в Москве премию «Лидеры туриндустрии» в номинации «Лучший маршрут». Он включает музей ядерного оружия ВНИИЭФ и монастырь Саровская пустынь, где жил один из самых почитаемых православных святых Серафим Саровский. В зависимости от предпочтений туристов экскурсия может проводиться с уклоном в православие или в атомную энергетику. Правда, увидеть лучший российский маршрут имеют возможность немногие, в основном близкие родственники саровчан, высокие чиновники да звезды, приезжающие сюда на концерты. Разрешение на въезд в город дает городская администрация по согласованию с ФСБ. За все годы существования историко-архитектурного музея Сарова его посетили чуть более 100 тыс. чел.
Около 100 тыс. чел. и живут сегодня в самом Сарове. Любые слухи о возможном будущем открытии города вызывают у его жителей тревогу. Ведь особый статус многие годы обеспечивал им довольно благополучное существование – средняя продолжительность жизни саровчан превышает 70 лет. Старожилы вспоминают, что во времена всеобщего дефицита в магазинах Сарова свободно лежала красная и черная икра, разные сорта колбас. Однако сегодня разница в благосостоянии жителей Сарова и обитателей «большой земли» сходит на нет. Недавно директор РФЯЦ–ВНИИЭФ Радий Илькаев попросил содействия у губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, чтобы добиться повышения зарплат в ядерном центре. По словам руководителя института, ситуация в Сарове близка к системному кризису. Из-за низких зарплат в город отказываются ехать выпускники вузов Нижнего Новгорода, не говоря о Москве и Санкт-Петербурге. Также на днях сам Шанцев заявил о необходимости повысить статус Сарова и таким образом добиться повышения зарплат местным бюджетникам. По словам депутата областного Заксобрания от Сарова Алевтины Александровой, последние четыре года зарплата бюджетникам не повышалась и ситуация в городе достаточно напряженная.
А вот другое нижегородское предприятие Росатома – Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова (ОКБМ), расположенное в Нижнем Новгороде, как говорится, каши не просит. Недавно оно получило госзаказ на создание самого мощного в мире реактора для Белоярской АЭС стоимостью более 16 млрд. руб.
Нижний Новгород