Военным в регионах Юга России еще слишком рано зачехлять оружие.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Центр нестабильности на Юге России в последнее время неуклонно смещается из Чечни в другие регионы Северного Кавказа, в первую очередь -в Ингушетию и Дагестан. Не проходит и дня, чтобы в приходящих оттуда информационных сводках не сообщалось о погибших и раненых.
Неэффективная спецоперация
При этом наблюдается такая закономерность: военная сила перестала быть эффективным фактором поддержания конституционного строя в горячих точках Северного Кавказа. Это наглядно видно на примере Ингушетии, куда в начале августа было введено дополнительно около 2500 военнослужащих Внутренних войск МВД РФ. Все это время они заняты прочесыванием местности, ищут схроны боевиков, однако каких-то результативных новостей о поимке террористов и уж тем более лидеров бандформирований пока нет.
- Два измерения Ингушетии (НГ 30.08.2007): Информация, которую активно распространяют СМИ, в основном настораживает читателей.
Начальник пресс-службы Внутренних войск МВД РФ полковник Василий Панченков нестабильность в Ингушетии объясняет тем, что туда из Чечни в результате эффективной работы местной милиции перебрались основные силы участников незаконных вооруженных формирований.
Однако и в Чечне тоже неспокойно. По сообщениям МВД республики, здесь вся милиция, как и в Ингушетии, переведена на усиленный режим несения службы. Утверждается, что боевики планируют провести там целый ряд масштабных акций, включая и захват Грозного, что это может быть приурочено к 6 сентября, который в годы правления Джохара Дудаева и Аслана Масхадова отмечался как День независимости республики. Как известно, 6 августа 1996 года боевики штурмом взяли столицу Чечни, несмотря на превосходящие силы федеральных войск. Грозный тогда атаковали всего лишь несколько сот боевиков (столько же их сегодня, по оценке силовиков, находится на Северном Кавказе – от 350 до 500 человек).
- В Ингушетии расстреляна семья русской учительницы (НГ 31.08.2007):═В городе Карабулак (Ингушетия), неизвестные лица расстреляли целую семью прямо в═ее собственном доме.
МВД Чечни, впрочем, уже опровергло информацию о возможном штурме. «Это грубые выдумки и неуемные фантазии авторов этих слухов, – заявил глава МВД Чечни Руслан Алханов. – Цель провокации – вселить неуверенность в завтрашний день жителям республики, подорвать авторитет милиции и военнослужащих Объединенной группировки войск». Между тем от такой уверенности главы чеченской милиции спокойнее в республике не стало. По данным СМИ, только в августе в боестолкновениях в горно-лесистой местности Чечни погибло около 15 военнослужащих и более 40 были ранены. Наблюдателями отмечается, что президент республики Рамзан Кадыров в последнее время стал реже появляться в общественных и публичных местах на официальных мероприятиях, опасаясь, очевидно, покушения на свою жизнь.
Сотня Кондопог для одной России
В Дагестане также продолжаются обстрелы местной милиции и ОМОНа. Нестабильная обстановка в этой республике сохраняется уже долгое время. При этом проявляют недовольство в республике большие группы населения. К примеру, в течение всего августа в Дагестане проходили акции протеста «Матерей Дагестана», связанные с похищениями в республике людей. Не исключено, что эти акции стали косвенной причиной ряда громких отставок в правительстве этой республики, а также назначения нового секретаря Совета безопасности Дагестана. Хотя до смещения министра внутренних дел и прокурора республики, как того требовали представители общественной организации «Матери Дагестана», дело пока не дошло.
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов прогнозирует дальнейшее обострение обстановки не только на Северном Кавказе, но и повсеместно в России. Он утверждает, что «осень и весна следующего года для России могут оказаться временем печальных событий... Налицо попытки крупных терактов на железной дороге, общественных местах». Политолог связывает нарастание нестабильности с помощью боевикам и террористам из-за рубежа. «Если на разжигание межнациональных отношений будут брошены огромные суммы, Россия, не дай Бог, может получить сотню Кондопог», – считает Ивашов.
Аналогичный прогноз делает и генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в свое время командовал на Северном Кавказе армией. По его мнению, в связи с приближающимися выборами возможны теракты не только в Чечне и Ингушетии, но и в других регионах Южного федерального округа. Он считает правильным тактику Кремля, связанную с военным усилением Чечни, Ингушетии, Дагестана и ряда других республик Северного Кавказа.
При этом обращает внимание, что обстановкой на Северном Кавказе озабочены не только политологи, но представители Федеральной службы безопасности. Как известно, анализу ситуации в этом регионе было посвящено недавнее заседание Национального антитеррористического комитета, в котором принял участие президент Дагестана Муху Алиев. Он выступил с докладом по одному из вопросов повестки дня, связанному с усилением оперативной работы ФСБ и других антитеррористических структур на Северном Кавказе в осенне-зимний период.
Коррупция рождает террор
Между тем в Москве, видимо, уже понимают, что только силой ситуацию в горячих точках ЮФО уже не сдержать. Ожидается, что накануне выборов в Госдуму страны произойдет смена ряда руководителей северокавказских регионов, в том числе не исключено, что в отставку уйдет президент Ингушетии бывший генерал ФСБ Мурат Зязиков. В настоящий момент в Ингушетии работает представительная комиссия полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака. Отмечается, что деятельность комиссии строго засекречена. Известно только, что в Ингушетии посменно работают от пяти до двадцати представителей разных ведомств. Основное направление – проверка расходования федеральных средств, перечисленных на восстановление республики. Таким образом, проверки идут, хотя ответ на вопрос, как ликвидировать в конфликтном регионе безработицу и как поднять там экономику, федеральные власти, похоже, по-прежнему дать не могут. И такая обстановка на Северном Кавказе наблюдается повсеместно.
Как считает Леонид Ивашов, «фундамент дестабилизации этого региона составляет социально-экономическая ситуация: сплошная безработица и коррупция, несправедливость в отношении к собственности и национальным богатствам республик».
Он считает, что пока «делается очень мало, чтобы изжить эту причину сепаратизма и терроризма». По мнению эксперта, опасность состоит еще и в том, «что на Кавказе снижается роль русского фактора, который всегда стабилизировал ситуацию и гасил конфликты. Кроме того, партийный подход на выборах ломает в республиках Северного Кавказа баланс межнациональных сил».
Таким образом, обстановка на Северном Кавказе остается сложной и взрывоопасной. При этом прогнозируется дальнейшее ее осложнение. К сожалению, в этих условиях федеральный Центр не проявляет должной активности по нормализации ситуации, а войска перестали быть фактором сдерживания. В результате активных партизанских действий боевиков силовые структуры почти каждодневно несут потери. При этом гибнут не только военнослужащие из линейных частей, но и представители элиты – сотрудники ФСБ, прокуратуры, крупные чиновники.