На берегу Камы прошел удмуртский народный праздник Гербер. На сотни метров растянулись подворья 45 делегаций из разных районов Удмуртии и соседних областей и республик, где также живут удмурты. Над праздничной сценой была установлена фигура Кылдысина – бога плодородия, покровителя земледельцев. Гербер посвящен окончанию весенне-полевых работ и проводится во время паузы между посевом и заготовкой кормов. В последнее время праздник проходит в отличившемся по итогам предыдущего сельскохозяйственного года районе Удмуртии. На этот раз Кылдысин пришел в Сарапульский район.
В Удмуртии проживает более 120 народов – почти столько же, сколько и во всей стране. Министерство национальной политики Удмуртии организует праздники разных этносов: татарский Сабантуй, марийский Семык, чувашский Акатуй, бесермянский Кэрбан, русские праздники и фестивали. Но Гербер все-таки считается главным, и на него съезжаются представители всех национальностей.
Конечно, современный Гербер далек от того, каким он был в прошлом. Гербер буквально переводится – «после плуга». Точный день за ним не был закреплен и отмечался праздник в последние дни летнего солнцестояния. С принятием христианства Гербер был приурочен к Петрову дню и считался в календарном цикле самым последним «праздником земли». С него земля считалась беременной, и ранить ее плугом или лопатой было непозволительно.
В глубоком прошлом Гербер состоял из нескольких церемоний: обхода поля, жертвоприношения, молений с чтением молитв-заклинаний «куриськонов» и общественной трапезы. Затем начинались праздничные гулянья молодежи и гостевание взрослых – на этот день удмурты приглашали родственников из других деревень, а те, в свою очередь, звали к себе.
Перед праздником десятники собирали деньги и на пожертвования со всей деревни покупали быка. Жрецы закалывали его на возвышенном месте в лесу недалеко от хлебного поля. Ночью тушу обдирали и мясо нарезали. С утра начинали варить его вместе с кашей. Причем для каши брали зерно всех видов, которое только произрастало на полях: ячмень, овес, гречку, полбу. Таким подношением земле предлагали родить все это в возможно большем количестве, а богам – покровительствовать животноводству. Хозяйки приносили каждая свою бутыль кумышки – удмуртского самогона. В первую очередь ею угощали жрецов, потом всех мужчин, а если оставалось, то и женщин.
Характерен для Гербера молодежный обряд под названием «бусы сюан» или «пинал мудор», то есть полевая свадьба. Это имитация настоящей свадьбы в поле или на лугу. Молодежь разбивалась на две группы, изображая поезжан (участников свадебного поезда) со стороны жениха и невесты. Поезжане украдкой забирались на поля соседней деревни и воровали там колосья, которые разбрасывали по своему полю, чтобы переманить соседскую удачу. Ученые утверждают, что язычники верят в связь детородной функции человека с плодородием земли. В удмуртском фольклоре зафиксированы эротические обряды, совершаемые на полях, которые, как считалось, должны способствовать хорошему урожаю. Со временем они исчезли, оставив по себе отголоски. Свадьба в поле во время Гербера – остаток древнего культа плодородия.
После революции на территории Удмуртии начали внедрять советские праздники. Власти приспосабливали традиционные обряды под новое время. Так, Гербер стал называться «Гырон быдтон» (завершение пахоты). В 30-х годах он проходил как районный праздник с подведением итогов посевной и награждением ударников труда. В 1939 году, когда начались гонения на религию, праздник отменили, но в 60–70-е годы он снова появился в хозяйствах и деревнях.
Сейчас в Гербере широко используются элементы магических обрядов: моление жрецов – восясей, шаманское камлание, пускание за неимением лебедей гусей в воду, купание в реке, обливание водой, катание на качелях. Обязательна ритуальная каша с мясом и кумышка. Вот и нынешний Гербер после выступлений фольклорных коллективов, плясок и песен, битья в старинный барабан закончился совместной трапезой с камским акцентом – стерляжьей ухой. В следующем году праздник пройдет в поселке Балезино.
Ижевск