Ожесточенные сватки бойцовых птиц любители животных считают варварским развлечением.
Фото ИТАР-ТАСС
Одна из новых забав рязанских бизнесменов, о которой знают немногие жители области, – петушиные бои. Те, кому довелось побывать на подобных схватках, знают, что зрелище это впечатляющее, не для слабонервных, а у неподготовленных зрителей вызывает некоторую брезгливость. Словом, бои – удовольствие, как говорится, на любителя, развлечение не для всех, а потому имеет большие перспективы распространения именно в элитарных кругах.
Бойцовых петухов, которым предстоит сражаться на арене, обычно выписывают из-за границы. Владельцы пернатых гладиаторов предпочитают не называть их петухами, а именуют бойцовыми птицами. От обычных петухов бойцовые существенно отличаются – они статные, голова у них без гребня и сережек, на мощной и длинной шее. Само тело птицы с развитой мускулатурой, сильными лапами, с редким, но очень жестким прилегающим оперением. Фавориты петушиных рингов – испанцы и тайцы, которые в среднем стоят не менее 500 долларов. Их специально покупают за границей и перевозят в Россию, оформляя все необходимые документы. Поскольку породы, которые рязанская элита выбирает для кровавых шоу, выведены специально для боев, на них даже необходимо оформлять особые паспорта. Гораздо более доступные для покупателей, но настолько же менее престижные – бойцовые петухи из Казани. Чтобы переправить птиц из столицы Татарстана, не нужно специальных виз, они лучше перенесут дорогу. Однако по боевым качествам среди бойчатников (любителей петушиных боев) ценятся они гораздо меньше, чем «легионеры». Рязанцы рассказывают, что пытались приучить к схваткам местных пернатых, даже пробовали купировать им гребни, как у истинных петушиных «тайсонов». Но знатоки говорят, что у рязанских петухов бойцовский дух слабоват – до конца схватки они не дотягивают и, когда чувствуют серьезную опасность, спасаются бегством. А устраивают петушиные бои не для того, чтобы наблюдать петухов, гоняющихся друг за другом по кругу. В древние времена, например, бой шел, пока один из сражающихся не падал замертво. Сейчас в некоторых странах бои также ведутся до смерти одного из бойцов, но в России правила позволяют снять с арены петуха, получившего тяжкие повреждения.
В странах, где петушиные схватки пользуются большой популярностью (Таиланд, Индонезия, Испания), вокруг этого увлечения создана целая индустрия, которая занимается не только разведением, выращиванием и подготовкой бойцов, но и производит «сопутствующие товары» для поединков. Специальные мази, натирки, наклювники, шпоры, эластичные бинты, сумки для транспортировки птиц – это далеко не все, что может купить бойчатник за границей. Есть там даже специальные тренажеры для тренировки петухов, которые применяются для «накачивания» ног бойцов. Рязанские бойчатники утверждают, что, если мода на петушиные схватки в России будет развиваться, может, и в нашей стране начнется производство оборудования для проведения боев – появятся шпоры, ультрамодные наклювники российского изготовления. А там, глядишь, и до тренажеров недалеко. У рязанских бойцов сейчас никакой специальной экипировки нет, сражаются они в том виде, как созданы природой. Единственное, чем обеспечивают хозяева своих бойцов при выходе на арену, – это специальные боевые шпоры длиной от 4 до 6 см, изготовленные обычно из металла или кости.
Как удалось выяснить «НГ», петушиные бои проводятся в усадьбах достаточно состоятельных жителей в Рязанском и Спасском районах. На земельном участке одного из организаторов птичьих схваток даже установлен специально оборудованный ринг. Это площадка с бортиком, ограничивающим арену для боя, – круг диаметром около 5 метров.
В отличие от московских бойчатников, которые уже создали собственное общество, рязанские поклонники петушиных схваток не афишируют свое увлечение. Причины этого не совсем ясны. То ли боятся испортить о себе впечатление тем, что интересуются таким довольно жестоким видом развлечений, то ли опасаются массового наплыва любопытных профанов, а может, подобная завеса тайны придает схваткам особую атмосферу «клуба для избранных».
Руководитель одного из рязанских сельхозпредприятий рассказал «НГ», что поприсутствовать на одном из таких шоу его пригласил партнер по бизнесу: «Вообще присутствие посторонних на схватках не приветствуется, и я попал туда случайно. Честно говоря, даже досмотреть не смог представление. Постоянно всплывала цитата из известного кинофильма: «Птичку жалко». Не скрою, зрелище увлекательное, но слишком страшное – кровь и перья летят в разные стороны. Видимо, поскольку мероприятие я должным образом не оценил, меня больше не приглашали. Но я об этом и не жалею – увлечение не для моих нервов».
Обычно на боях присутствуют всего 5–7 человек, но зато все они – ценители этого вида состязаний. А о том, что ценители истинные, свидетельствуют ставки, которые делаются во время боя. Как говорят рязанские бойчатники, ставки по рязанским меркам очень немаленькие – минимум от 100 долларов. Верхний предел, как водится, практически не ограничен, но конкретные суммы любители птичьих схваток предпочитают все же не называть.
Рязань