Плетень и деревянная изба для некоторых россиян сегодня такая же экзотика, как хижины папуасов.
Неподалеку от волжского городка Мышкин, славного своими уникальными музеями, находится Кацкий стан – территория самостоятельного субэтноса – кацкарей. Живут они по реке Кадке в 80 селах и деревнях с самых древних времен. Благодаря учителю Сергею Темняткину после советского забвения кацкари вновь обрели свою идентичность.
Имя свое субэтнос получил от названия реки – Кадка. По легенде, во время нападения на Русь монголотатар все, кто вышел сражаться с ними, погибли. Хоронить павших было некому, и от разложившихся воды реки наполнились трупным ядом. Оставшихся в живых спас мужик, который нашел в русле реки родник и посадил на него кадушку. Когда вычерпали ядовитую воду, кадушка наполнилась чистой ключевой водой. Так родился призыв «Пошли на кадку!», появилось название реки и субэтноса.
Соседей кацкари именуют не иначе как «заволосные», что означает живущие «за волостью нашей». Оживший кацкий диалект русского языка сегодня доводит до слез и смеха любого гостя деревни Мартыново. Когда кацкари бахорят (говорят) по-кацки, то «заволосные» их не всегда могут понять. Например, вместо обращения «дамы» и «господа» в Кацком стане вас очень вежливо могут назвать дураком или дурой – такой здесь диалект. Речь простого кацкаря выражает состояние души деревенского человека. В городе скажут: «Я купил колбасы», а здесь: «Я обызъянился колбасой»: от слова изъян, то есть напрасная трата, ущерб.
Кацкий диалект выжил, хотя после отмены крепостного права чуть ли не половина кацкарей подались в города. Кацкари окают (в первом предударном слоге «а» довольно-таки часто произносится как полное «о»: робота, зобота, боран, стокан, торелка), ёкают (ты знаёшь, полё, морё, подпольё, вареньё), у них свои синтаксис и орфография, свои глаголы и существительные.
Сергей Темняткин ≈ один из немногих, кто старается сохранить крестьянскую культуру. Он пришел работать в родную Мартыновскую школу учителем русского языка и литературы. Здесь проснулось в Сергее «кацкарство» – он буквально вгрызся в изучение истории родного края. В 1992 году начал выпускать газету «Кацкая летопись». Сегодня это уже иллюстрированный журнал краеведческой направленности, который расходится в 80 населенных пунктах.
В 1999 году краеведами был создан клуб «Кацкая летопись», который создал этнографический музей и реализовал весь проект. От маленькой выставки в крошечной комнатушке при школе музей сегодня разросся до четырех деревенских домов. В одном из них – этнографической избе с арбаном (по-кацки – амбар) и кацким огородом – сегодня собраны предметы крестьянской жизни Кацкого стана XIX–XX веков. В двух других домах – избах-трапезных – для туристов идут интерактивные программы: здесь разыгрывают представления на кацком диалекте, кормят томленой в печке картошкой с топленым молоком, угощают деревенскими щами и пирогами. Вся экскурсия-погружение в крестьянский быт, интерактивная программа и еда обходятся гостю не дороже 150 руб.
«Многие гости смотрят на кацкарей с огромным удивлением. «В Москве вырастают целые поколения людей, которые ни разу в деревне не были, – делится впечатлениями Сергей Темняткин. – Приезжают к нам даже пенсионеры, ни разу не бывавшие в сельской местности. Одна бабушка-москвичка здесь впервые в жизни увидела умывальник. И они воспринимают нас как каких-то папуасов из Новой Гвинеи». На гостей действует ландшафт – они глазам своим не верят, что в Мартыново на 80 домов нет ни одного коттеджа, все дома одноэтажные. Здесь чисто, почти нет транспорта, нигде не играет магнитофон, вместо него поют птицы.
Мартыново – деревня с сильным общинным укладом, и приток туристов на нее плохо не повлиял. Наоборот, все почувствовали себя еще в большей степени кацкарями. Очень здорово поддерживает «феномен кацкарства» общие способы ведения домашнего хозяйства и быта. У кацкарей свой уклад, люди советуются друг с другом, что-то бабушки подсказывают. Чем они отличаются? На подворьях кацкарей вешают иконы для скотины или лапоть могут подвесить, чтобы не болели курицы, а для увеличения яйценоскости в красном шерстяном мешке в курятнике подвешивают настоящее яйцо. Другая традиция – доить коров только с правой стороны. Она считается у кацкарей «своей», тогда как левая – «чужой», надои меньше будут.
Поддерживает дух единые мифы и фольклор. Кацкий стан, убеждены жители, только отчасти заселен людьми; другая его часть – нечистая сила всех категорий и мастей. В мифологии присутствуют сразу несколько персонажей. Один из самых старинных – демон Чугрей. Как кто что-то из запретов нарушит – вмиг закрутит в вихре мужика да унесет невесть куда. Еще один герой, Палучато, – огненный летающий Уж, приносящий богатство. Ему принято ставить на подоконнике блюдце с молоком. В большом почете у кацкарей Белая корова – символ солнца. Кацкари говорят, что тепло и свет, радость и достаток, да и сама жизнь – все это дары Белой коровы – солнца.
В музее у Сергея Темняткина сейчас работают 11 человек. Еще около 60 местных жителей продают ему картошку, молоко; а приезжим – масло, сметану, мед, клюкву; корзины плетут, делают из разнообразных материалов ужей Палучато и Белых коров, шьют кацких кукол. Так идентичность стала основой для создания с нуля «градообразующего предприятия».
Мартыново в день принимает от 2 до 11 туристических автобусов. Сезонность интереса туриста в Мартынове практически не замечается – сюда за краткой возможностью окунуться в крестьянскую историю великой России едут как зимой, так и летом. Впереди у музея грандиозные планы – открыть в здании школы постройки 1913 года школу кацкой грамоты. «Кацкой грамоте будем учить как своих, так и «заволосных», – говорит Сергей Темняткин. – Для них готовим живые уроки нашего диалекта в рамках программы изучения русского языка. Занятия будем проводить за партами с откидными крышками – как это было в императорской России». Следующий этап – открытие гостиницы на 50 мест, чтобы турист мог заночевать в не тронутой цивилизацией кацкой деревне.
Ярославль
Предметы крестьянской жизни XIX–XX веков местные
жители передавали клубу в подарок. |
В избах-трапезных гостей погружают в сельский быт –
кормят приготовленными в печи щами и пирогами. Фото из архива музея кацкарей |