В одной из частных коллекций в Ростове бережно хранится копия старинной карты с координатами одного из знаменитых кладов Дона – казны запорожских казаков. Согласно легенде 32 залитых смолой бочонка, доверху заполненные золотыми дукатами, венецианскими и флорентийскими цехинами, а также драгоценностями, были спрятаны недалеко от Ростова во времена Екатерины II.
Легенды о кладах, зарытых в землю, и по сей день ходят по Дону. Они связаны со скифскими курганами, турецкими сокровищами (в частности, с золотым конем, якобы закопанным в донской земле), с тайниками Стеньки Разина... Но если раньше распаленные рассказами о сказочных богатствах поисковики выходили в степи с одной лопатой, теперь же они активно кинулись приобретать металлодетекторы, глубоко, до трех метров, глядящие в глубь земли. Приобрести такую технику в Ростове не составляет труда, она продается во многих специализированных магазинах электронной техники. Есть приборы, которые помогают по звуку определить тип металла: на цветной металл детектор дает четкий и ясный сигнал, на железо – прерывистый. Стоит такая техника до 10 тыс. долл. А так как кладоискательский азарт не обошел и состоятельных людей, они с легкостью покупают эту технику.
Намного дешевле стоит армейский вариант – обычный миноискатель. Простой прибор с электронным блоком в прочном металлическом корпусе оценивается в 15 тыс. руб., а в пластмассовом – на 3 тыс. дешевле.
Как рассказал «НГ» 42-летний Валерий К., один из весьма состоятельных жителей Ростова, в последнее время он каждый свой отпуск проводит в поисках кладов. По словам собеседника «НГ», для него это стало своеобразным допингом, без которого он уже не может обходиться: «Я даже беру с собой металлоискатель, отправляясь на дачу в деревню. Все хочется что-то найти, и чтобы было, как в сказке... Хотя по большому счету мне никакие богатства не нужны».
А вот ростовчанину Виктору Жукову, наоборот, очень нужны эти подземные сокровища: «Я бы квартиру купил, с тещей жить надоело. Поехал бы с семьей на море, да и не считал бы деньги до зарплаты».
Но найти серьезный клад мало кому удается. Казалось бы, чего проще найти богатства татарского хана, закопанные вблизи станицы Вешенской, тем более что и «метка» есть – дуб-великан, которому более 400 лет. По преданию, закопав клад, хан, чтобы его обозначить, посадил это дерево. Сколько раз с того времени приходили к дубу казаки, прихватив с собой лопаты. Знали, что надо отсчитать от дуба пятьсот шагов, а вот в какую сторону – неизвестно. Вот и ищут они до сих пор этот клад, и даже дорогостоящая техника не помогает.
Так что все новые и новые кладоискатели пополняют списки неудачников, словно и впрямь клады, как утверждает донской краевед Эдуард Чистов, были заговоренными. В конце XIX века в поиске, к примеру, казны запорожцев участвовало даже специально созданное в Ростове акционерное общество, была изготовлена и карта места предполагаемого клада. Довести дело до конца акционеры не успели: грянула война, затем революция.
Как рассказали «НГ» в Ростовском краеведческом музее, к ним постоянно обращаются люди, предлагая объединиться для поиска сокровищ. Они приносят какие-то карты с подробным описанием места клада и гарантируют успех дела.
По словам краеведов, ряды жаждущих найти таящиеся в земле богатства пополняются людьми разных профессий, имущественного и социального положения. Всех их, говорят краеведы, «объединяет желание взять много, сразу и чтобы за это ничего не было». От подобного энтузиазма в первую очередь страдают памятники археологии, которых сегодня на Дону около 8 тыс., – курганы и могильники. Археологи постоянно натыкаются на десятки варварски разграбленных захоронений.
Впрочем, курганы на Дону начали грабить еще в VII–VI веках до н.э. и до сих не перестают. Среди находок черных следопытов есть как украшения, так и бытовые предметы, добытые из могильников. Попадается и оружие: сабли, мечи, наконечники копий и стрел. Ценные находки сдаются перекупщикам. Ни с какими антикварными магазинами и тем более комиссионками чернокопатели не работают.
«Люди, занятые разграблением курганов, обязательно понесут кару, – убежден донской археолог Игорь Гордин, – ибо золото мертвых – проклятое золото».
Игорь знает, что говорит. В свое время он нашел немало кладов, которые вошли в том числе и в знаменитое на весь мир собрание скифского золота. Но после самой крупной своей находки он на 10 лет «выпал» из археологии, его постоянно преследовали несчастья. Гордин до сих удивляется, как он выжил. А вот его коллега после подобного открытия внезапно умер.
Ростов-на-Дону