Красавцы-хамелеоны в неволе живут не больше двух-трех лет.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Оказалось, что жители холодного Урала неравнодушны к теплолюбивым обитателям пустынь и джунглей. По словам научного сотрудника Екатеринбургского зоопарка Галины Коржиковой, в семьях горожан проживают кайманы, небольшие черепахи, хамелеоны, представители отряда приматов лори (крохотные полуобезьяны), радужные удавы (обычно не превышают 1,5 м), масса прочих змей и других экзотических животных.
Вполне мирные пираньи
Большинство из них завезено контрабандистами, делающими на животных неплохой бизнес: те же лори стоят десятки тысяч рублей. Приобретают их, естественно, люди состоятельные, которые не хотят афишировать свое увлечение. Причины, побуждающие их делить жилище с пресмыкающимися, остаются загадкой даже для специалистов: возможно, предполагают последние, у предприимчивых людей желание выделиться, поразить коллег сидит в крови.
Более других удивил публику в уже далекие 90-е основатель «Телевизионного агентства Урала» (ТАУ) Иннокентий Шеремет. Ему всегда нравились экзотические рыбы, а потому для офиса он заказал большой аквариум объемом в тысячу кубометров. Вместо привередливых рыбок, которым нужна морская проточная вода и грамотный уход, решили, по словам заместителя Шеремета Елены Носаревой, приобрести┘ кровожадных пираний. В Екатеринбурге в то время этих «пиратов» обнаружить не удалось, так что пришлось заказывать на стороне. Обошлись хищники во вполне приемлемую сумму, которую за давностью лет уже никто не может вспомнить, но, утверждает Носарева, это, конечно, не сто тысяч рублей по нынешним деньгам.
Двенадцать пираний жили вместе с астронотусом и двадцатисантиметровым сомиком. Кровавой трагедии не произошло: пираньи оказались на редкость миролюбивы. Возможно, сказалась жизнь в неволе. Обычно этих хищников кормят золотыми рыбками, которых пираньи разрывают на части, но не поедают до конца. Очень скоро останки начинают гнить. Коллективу ТАУ было недосуг регулярно чистить аквариум, и было решено кормить пираний малинкой. То ли по этой причине, то ли по другой «пираты» подрастеряли свою кровожадность: во время чистки аквариума они вовсе не бросались на опущенную в воду руку. Впрочем, говорят сотрудники, пальцем перед их носом специально никто не размахивал.
Пираньи оказались на редкость живучи: в 1998 году в офисе ТАУ произошел пожар – очаг возгорания оказался рядом с аквариумом. Дня через два, когда вычерпали воду из закопченной емкости, обнаружили целыми все двенадцать рыбок. Сегодня из них осталась в живых всего одна: вероятно, сказывается возраст. Размножаться же в неволе пираньи оказались не способны: Елена Носарева ни разу не видела, чтобы они откладывали икру.
Крыса отправила удава на тот свет
В 90-е же годы не менее экзотичные животные появились в доме предпринимателя и депутата Госдумы Евгения Ройзмана. Лемуры, от которых была без ума супруга депутата Юлия, вели себя очень скромно: хозяевам не докучали, мебель не грызли, питались традиционными бананами и магазинными йогуртами. Большую часть времени животные проводили на ветвях специально сооруженных для них «деревьев». Проблем с ними особых не было, но в итоге лемуры все же оказались в зоопарке: как говорит Евгений Ройзман, «у жены там работают знакомые биологи, и у них не было лемуров – ну мы и отдали, они там размножились».
Депутат Госдумы не стал вдаваться в причины, побудившие его избавиться от лемуров, но, как говорят сотрудники зоопарка, этим заканчиваются почти все увлечения горожан экзотическими животными. Очень часто – из-за неумения их содержать и нарушения привычных условий жизни. Например, те же лори ведут ночной образ жизни, а днем спят. Бывает, хозяева нарушают их биоритмы, пытаясь развлекаться с ними в неурочный час. Психика приматов при этом страдает, и они становятся агрессивными: лори, по словам Галины Коржиковой, может даже укусить. Однако чаще животные тихо чахнут, болеют авитаминозом и рахитом из-за того, что хозяева не соблюдают рацион питания. Бывают и летальные исходы: однажды в зоопарк обратились хозяева заболевшей обезьянки. Ей поставили капельницу, но она не выжила: как оказалось, лори болела пневмонией.
Из-за болей в зубах очень часто становятся агрессивными аллигаторы, которых надо кормить свежей рыбой и мясом, – видимо, рацион их тоже оставляет желать лучшего.
Случаев нападения змей на человека зафиксировано не было, потому что они не видят в нем добычу, а душить жертву, руководствуясь негастрономическими соображениями, как это иногда делает тигровый питон, радужные удавы не могут в силу своей незначительности. В квартирах эти пресмыкающиеся либо лежат, свернувшись, под шкафом, либо ползают где попало – как, впрочем, и черепахи. Для пресмыкающихся нужен террариум, то есть стеклянный аквариум с лампой накаливания. В частных же квартирах хозяева часто открывают форточки, и черепахи, ползающие по полу, впадают в спячку, из которой выходят далеко не всегда.
Сквозняки, говорят специалисты, сильно сокращают жизнь и хамелеонам: в неволе они живут два-три года. В привычной среде эти пресмыкающиеся сильно инфицированы паразитами, которые губят организм при малейшем переохлаждении.
Удавы тоже гибнут: в свое время по Екатеринбургу прошел слух, что пресмыкающееся, обитавшее в доме предпринимателя Игоря Мишина, подавилось крысой, которую ей дали на обед.
Галина Коржикова подчеркивает, что содержать экзотических животных в домашних условиях очень непросто: даже уральскую ящерицу можно уморить без соответствующих знаний. А екатеринбуржцы очень часто приобретают черепах и пресмыкающихся по случаю, будучи в отпуске в Юго-Восточной Азии. Купить для них корм сегодня не проблема: специально на этот случай разводят сверчков и тараканов. Проблема – в незнании особенностей содержания животных в неволе. Поэтому летальные исходы не столь редки.
Заячий прогресс
В связи с этим более гуманно поступают екатеринбургские политики, отдавая предпочтение не экзотичным животным, а обычным, которых содержат в привычных для них условиях. Депутат областной Думы Александр Бурков – страстный охотник. Его самый значительный трофей – бурый медведь, которого он подкараулил в овсах. Но чаще депутат ходит на зайца, для чего завел двух русских гончих, которых приобрел щенками по четыре тысячи рублей. Живут собаки в специальном загоне, в котором набивают лапы, ступая по щебню. Хозяин регулярно ходит с гончей в лес, натаскивает на косого, про которого за эти годы узнал много интересного.
Обычно заяц, поднятый с лежки, сделав круг, возвращается к лежбищу, где нахожено, а потому трудно учуять свежий след. Зная это, охотники подкарауливают и снимают его из-под собаки. Однако попадаются гонные зайцы, которые не возвращаются к лежке и сбивают собаку со следа. Этот шумовой, как его еще называют, пострел носится-носится по лесу, затем неожиданно вспрыгивает на упавшее дерево, пробегает по нему, а потом делает огромный прыжок в сторону. Бывает, что он идет обратно четко по своему же следу. За такими зайцами собаки иногда целый день бегают, а то и ночь прихватывают.
Александр Бурков говорит, что из-за хитроумности косого собаки иногда даже гибнут. Бывает, что заяц выбегает к железной дороге и долгое время бежит вдоль рельсов – пока не появится поезд. Когда тот приблизится, косой неожиданно перепрыгивает через железнодорожные пути перед самым носом локомотива – идущая за ним гончая часто попадает под колеса.
Бывают и вовсе забавные случаи: в одном из поселков Свердловской области заяц устроил свою лежку рядом с человеческим жильем. «Под шумок» кормился на огороде, чуть ли не выдавая себя за кролика; обмануть деревенских дворняжек не составляло ему труда, а лиса боялась подходить слишком близко к подворью.
Обнаружившие зайца охотники шутят: косой прогрессирует вместе с научно-технической революцией. Право, жалко было бы такого зайца поместить в домашнюю клетку и кормить его с рук морковкой┘
Екатеринбург