Ассоциация игорного бизнеса (АИБ) Томской области обратилась к губернатору Виктору Крессу с просьбой наложить вето на закон о запрете использования игровых автоматов. Согласно закону, принятому на последнем собрании Государственной Думы Томской области, игорный бизнес в регионе должен быть ликвидирован к 1 января 2008 года. Хотя законопроект прошел обсуждение в парламенте довольно легко (его поддержали 27 депутатов при четырех воздержавшихся), представители игорного бизнеса утверждают, что он нанесет казне ущерб в 200 млн. руб.
Тенденция к свертыванию игорного бизнеса отмечается в области в течение года. В марте 2006 года было 133 зала игровых автоматов, к 1 июля с.г. в регионе их осталось около 30. Однако сторонники азартных игр не оставили попыток сохранить «одноруких бандитов» в регионе. Главный их аргумент – игорные заведения ежегодно приносят в бюджет 200 млн. руб. в качестве налогов. Исчезновение этой суммы, по утверждениям владельцев игорных заведений, приведет к проблемам с финансированием социальных программ.
Ассоциация игорного бизнеса Томской области 19 июня с.г., вероятно, для того, чтобы показать свою причастность к решению общественных проблем, даже подписала соглашение с организацией «Будущее без наркотиков. Здоровое поколение» (ББН) в целях «пропаганды здорового образа жизни и отказа молодежи от употребления наркотических средств». Предполагается, что ББН будет внедрять программы по профилактике наркомании, а ассоциация – эти проекты оплачивать. Опасения журналистов в том, что в результате такого сотрудничества один вид мании будет заменен на другой, попытался развеять руководитель АИБ Вадим Трифонов: «В наших клубах нет в одном лице наркоманов и игроманов». Зависимых игроков в клубах, по его словам, немного – всего 5–10%. К тому же их лечат. «Наркоманская зависимость, – сказал он, – это зависимость физическая, а игровая – психологическая. С физической зависимостью бороться намного тяжелее, нежели с психологической». Учредитель ББН Владимир Бородич, рассказывая о соглашении, отметил, что он просто пытался опереться на бизнес-сообщество, поскольку у организации не так уж и много партнеров.
Примечательно, что ко второму чтению упомянутого законопроекта обладминистрация в лице назначенной в июне первым заместителем губернатора Оксаной Козловской вышла с поправкой, в которой предлагалось исключение на запрет игровых автоматов для Томска и Северска. Нужно сказать, что Виктор Кресс, предлагая кандидатуру Козловской в качестве первого заместителя, особо отметил, что в ее задачу входит забота о доходах. Очевидно, новый первый вице-губернатор с ходу и поспешила реализовать этот наказ. «Мы считаем, – сказала она, выступая в пользу поправки, – что для Томска, где много молодежи, запретами мы пытались решить какие-то проблемы неоднократно, результат – не самый положительный. В данном случае проблема должна решаться эволюционным путем». Таким образом, Козловская почти слово в слово повторила аргументацию противников запрета игорных заведений. Мол, закрыть-то заведения можно, но они уйдут в подполье. Однако парламентарии свою позицию не изменили.
Сторонник запрета азартных игр мэр города Стрежевой Алексей Трошин, выступая в Думе, заявил: «Честно скажу, стыдно слушать доводы ответственных лиц, в том числе и депутатов, что, если запретить игровые автоматы в Томской области, бюджет понесет большие потери и мы не сможем реализовать многие социальные программы. Но ведь из карманов наших же людей вытаскивают в десять раз больше, чем платят налогов: чтобы в областной бюджет поступило запланированных 200 миллионов рублей, у томичей владельцы игровых автоматов вытащат уже два миллиарда».
Кстати, к вопросу о пресловутых налогах, которых недосчитается областной бюджет. Недавно стало известно, что губернатор Виктор Кресс принял решение на базе северской хоккейной команды «Янтарь» создать команду Высшей лиги с финансированием из трех источников: из бюджетов Сибирского химического комбината, ЗАТО Северск и области. Так что, похоже, речи о выживании томского бюджета в связи с потерей 200 млн. не идет.
Томск