Екатеринбург накрыла волна «решеткомании»: чугунные ограды или элементы художественной ковки украшают практически все построенные за последнее время здания. Иногда это очень простые по исполнению изделия, иногда – с претензией на оригинальность, восходящую к прошлым векам, когда местные мастеровые выполняли заказы для столичных дворцов и храмов. Известный факт: сень Спаса на Крови в Петербурге была окружена ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской гранильной фабрике. Впрочем, поступали заказы на металлические изделия и от местных купцов и промышленников.
Металлургический Урал издавна использовал металл в качестве строительного материла. Например, в знаменитой наклонной Невьянской башне, построенной в 1725 году, чугунными были оконные и дверные коробки, полы, перила балконов и даже перекрытия. В Нижнетагильском управлении демидовскими заводами из металла выполнена лестница. Но чаще всего специфика региона проявлялась при оформлении купеческих усадеб.
Расцвет городской усадьбы пришелся на ХIХ век. В городе появились целые улицы, застроенные купеческими особняками, выполненными в самых разных стилях – иногда даже эклектично совмещенных в одном здании. По мнению архитекторов, наибольший интерес из них представляют дома Первушина, Борчанинова, братьев Агафуровых и некоторые другие. В классическом стиле были построены великолепные усадебные комплексы: Расторгуева-Харитонова – с флигелями, хозяйственными постройками, парком и прудом; главного горного начальника – с прилегающим садом, обрамленным «столичной» решеткой; особняки купцов Рязановых – к сожалению, находящихся сегодня не в самом лучшем состоянии; архитектора Малахова, который в основном и создавал эти классические усадьбы. Неотъемлемым атрибутом известных домов Екатеринбурга были художественные решетки-ограды, ворота с чугунной вязью.
В усадьбе Расторгуева-Харитонова можно увидеть самые разные решетки: ажурные арочные, кружевные чугунные на каменной ограде, простые, строгие между колоннами и на воротах. Зарешеченная ограда прекрасно сочетается с балконными решетками и архитектурой всего дворца, построенного, как гласит легенда, одним архитектором-заключенным. В награду за труд его обещали освободить, но обманули, Вскоре зодчего нашли мертвым в тюрьме – благодарность купцов не знала границ...
Очень часто в эпоху русского классицизма уральские мастера устанавливали решетки, напоминающие петербургские. Например, решетка на плотине городского пруда, установленная архитектором Малаховым, является почти копией перил набережной Кронверкского протока в Петербурге инженера Лебедева. Садовая решетка екатеринбургского дома главного начальника горных заводов Урала по рисунку сильно напоминает ограду парка Каменноостровского дворца в Петербурге: те же вытянутые ромбы, те же орнаменты и чугунная вязь. Существенно отличаются лишь колонны, к которым решетка крепится.
Впрочем, подражательные решетки скорее исключение, чем правило. В Екатеринбурге широкое распространение получили кованые решетки с индивидуальным рисунком. Металл разогревали, ковали, чеканили, а потом гнули, собирали звенья путем кузнечной сварки либо скрепляли заклепками. На старых екатеринбургских улицах до сих пор можно увидеть ворота с завязанными в узел деталями – к сожалению, дома, в которых они установлены, находятся чаще всего в ветхом состоянии и скорее всего будут снесены.
Однако, думается, традиция ковки не будет утрачена: сегодня это востребованный бизнес. Фонари, скамейки, каминные и парковые решетки, металлические цветы – вот неполный перечень изделий, предлагаемых современными кузнецами. Дерево и металл по-прежнему пользуются особым спросом при разработке интерьера загородных домов. А тут еще и мода на глухие заборы прошла – и решетки, витиеватее одна другой, стали обрамлять сады и соединять дома. Современным мастерам есть на что равняться: в Екатеринбургском музее изобразительных искусств демонстрируется знаменитый Каслинский павильон, отлитый для выставки в Париже. Можно сказать, что это эталон литья художественных решеток.
Усадьба Расторгуева-Харитонова находится в плачевном состоянии, но решетки сохранились идеально.
|
Ограды Храма на Крови в Екатеринбурге – давние традиции ковки в современном исполнении.
|
Вход в музей писателей Урала - через красивые чугунные ворота.
|
Дом градоначальника защищают от посторонних глаз кованный забор.
|
Узоры и на ограде, и на фонарном столбе – гордость металлургического Урала.
|
Соболь на заборе, окружающем городскую больницу.
Фото автора |
Екатеринбург