Светская жизнь в Казани не бьет ключом и не блещет разнообразием: автомобильные гонки, где тон задает премьер Татарстана Рустам Минниханов и сыновья президента республики Минтимера Шаймиева, да горные лыжи, где тон задает сам президент. Однако в последнее время в республике появился интерес к лошадям и как грибы растут частные фермы по разведению арабских скакунов и русских рысаков. Учрежденному казанской администрацией конно-спортивному клубу (КСК) «Казань» уже на четвертом году существования потребовалась вторая конюшня на 50–60 голов.
В прошлом году клуб впервые провел VIP-скачки. Причем дважды: первый раз в июне на Сабантуе в Березовой роще, куда приезжал президент Шаймиев с гостями праздника, во второй – в августе в День суверенитета республики.
VIP-персоны сами скакали на своих лошадях. Это была та еще скачка. Журнал «Аргамак» описывал ее так: гонку «правильнее было бы назвать богатырской, если бы не участие изящной Фариды Хамзиной на светло-серой Пепельной. Остальные участники – богатыри: Айдар Азаматов (главный налоговый инспектор) – вес 124 кг, Рубис Хусаенов (заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ) – вес 96 кг, Асхат Шарапов (гендиректор Евразийского отделения Международного союза экономистов) – вес 114 кг». Всадники же соревновались не на шутку. Первым финишировал Азаматов, второй приз у Хусаенова, «бронза» у Хамзиной». Удачное начинание решили повторить на нынешнем Сабантуе в той же Березовой роще и сделать VIP-скачки традиционными. Тем более что победить на Сабантуе почетно, а участвовать еще почетнее. И весь татарский бомонд раз в году съезжается в Березовую рощу посмотреть на скачки. Некоторые дамы даже в шляпках. Как тут себя не показать, тем более что главный зритель – президент Шаймиев.
В КСК «Казань» только настоящие ценители, такие, как заместитель генерального директора ОАО «Карпентер» Айдар Азаматов, недавний главный налоговый инспектор, а ныне банкир Ренат Хайров, республиканский министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин, его заместитель Рубис Хусаенов. Все они «сидят в седле» – это главное их отличие от хозяев ипподромных лошадей, которые с трибун наблюдают, как их лошади участвуют в соревнованиях. На прогулки верхом отправляются семьями, устоявшейся компанией.
В конно-спортивном клубе «Казань» в день скачек было много гостей. «Ой, идите скорее сюда, – звал женский голос неподалеку, – смотрите, какой интересный окрас!» – «Эту лошадь Хайруллин подарил своему сыну на девять лет, – последовала справка от юной наездницы. – Здесь, – показала она рукой вдоль ряда денников, – почти все лошади принадлежат Хайруллину».
Гости поспешили к деннику, где стоял серый в яблоках Барон, восьмилетний мерин английско-арабской породы. Один из немногих, никак не реагирующий на солидную толпу любопытствующих. Депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин – личность в Казани заметная: он входит в «золотую сотню» россиян, владелец молочных мегаферм, от которых в неописуемый восторг приходят российские чиновники аграрного профиля и руководитель национальных проектов Дмитрий Медведев. Поэтому подарком сразу же заинтересовались. Выяснилось, что у троих детей Хайруллина есть по своей лошади, даже у шестилетней Айгуль есть пони.
Руководитель КСК «Казань» Зуфар Каримуллин утверждает, что есть категория людей, которая любит лошадей «дистанционно». Главное, что им нравится бывать в клубе, они любят лошадей и что поездки в клуб для них не для поддержания имиджа. Тех, кто приобретают лошадей для «для блезиру», сам Каримуллин не приемлет. И приводит в пример чемпиона мира по боксу Айрата Хамматова, которому подарили лошадь, а она ему неинтересна: через пару месяцев он продал ее другу.
Надо, видимо, пояснить, почему в седлах сидят в основном высокопоставленные джигиты-чиновники. Дело в том, что в Татарстане бизнес преимущественно чиновничий, а поскольку чиновникам закон запрещает заниматься бизнесом, то у каждого из них удачливыми предпринимателями оказываются близкие родственники. Это к вопросу о том, как на одну зарплату даже высокопоставленного чиновника можно купить лошадь, пусть и не самую дорогую, и содержать ее в условиях, которые предлагает КСК «Казань»: 60 тыс. руб. в год.
Кстати, если в 2002 году клуб на предоставлении услуг заработал 220 тыс., то в прошлом году уже полтора миллиона. VIP-персоны и их лошади – то, что называется хобби-класс, – основная статья дохода.
Казань