К массовым хищениям цветного металла в Самарской области внимание общественности оказалось привлечено еще около семи лет назад. До этого расхитители тщательно «зачищали» регион от плохо охраняемого цветмета, а пункты приема металлов десятками километров скупали ворованные провода, элементы украшений с надгробий и мемориальных комплексов.
В 2000 году тогдашнему главе Самары Георгию Лиманскому из докладов контрольного управления городской администрации и руководства муниципального предприятия «Самарагорсвет» стало известно, что из примерно 44 тыс. светоточек уличного освещения большинство не работают. Причиной того, что пол-Самары находилось по ночам в кромешной темноте, стало хищение проводов и оборудования, содержащего цветные металлы. На восстановление системы освещения требовалось свыше половины бюджета Самары 2000 года – около 5 млрд. руб. Массовые хищения оборудования из цветного металла были обнаружены на Куйбышевской железной дороге и других предприятиях, образующих инфраструктуру области. Для того чтобы снизить вал преступлений, в регионе стали жестко проверять пункты приема металлов. В Самарской энергетической компании, на Куйбышевской магистрали усилили службы охраны.
Выявлены были настоящие предприятия по переработке ворованного металла. Так, в оборонном городе Чапаевске ликвидировали мини-завод по переплавке цветных металлов, где в удобные для продажи за рубеж слитки превращались не только электрические провода, но и комплектующие боеприпасов с местных предприятий и полигонов.
Громкими преступлениями, которые, кстати, так и остались нераскрытыми, стало обворовывание памятников. Легендарного Василия Чапаева воры обезоруживали трижды. У начдива дважды выламывали из руки бронзовую шашку, а в прошлом году украли и пулемет. Мемориальную табличку, бронзовые дубовые ветви, знамя и шашку оторвали с памятника на могиле Николая Щорса. А с бюста Михаила Фрунзе у его Дома-музея вандалы похитили голову.
Чтобы не искушать воров, в конструкцию памятников в последнее время даже приходится вносить коррективы. Так, на самарском мемориале воинам-интернационалистам «черные тюльпаны» с учетом горького опыта последних лет скульпторы изготовили не из меди, а из дешевого металла.
Самара