Моржовый клык оживает в руках чукотского мастера.
Фото автора
Мастерская преподавателя косторезного искусства Чукотского многопрофильного колледжа Валерия Долгоаршинных увешана дипломами и грамотами, на полках стоят призы – все это завоевано учениками и воспитанниками педагога. В Союз художников России Валерия Долгоаршинных приняли за его оригинальные работы по моржовому клыку. Увлечение этим традиционным для чукчей искусством, которое существует более двух тысяч лет, не случайно.
Долгоаршинных приехал на Чукотку два десятка лет назад уже зрелым, имеющим опыт работы с детьми педагогом. Волею судьбы он оказался в Уэлене – главном центре косторезного искусства Чукотки. Имея педагогическое образование, как художник-график он сразу почувствовал родственность своих работ с работами по моржовому клыку граверов Уэлена. И еще он понял, что шоры устоявшихся традиций в древнем виде косторезного искусства мешают молодым мастерам развивать это искусство.
Вначале в Уэлене Долгоаршинных создал детскую школу живописи. Ребятам необходимо было преподать основы теории, развить творческое мышление. Вскоре работы юных художников школы села Уэлен уже экспонировались в десятках зарубежных стран, получили многочисленные призы и премии.
«Важно не только научить молодого человека каким-то приемам профессии, а привить ему широту творческого мышления, – говорит Валерий Долгоаршинных. – Вот в работе Ивана Тутова «Битва медведя с волками» через мир животных метафорически ощущаются национальные кризисы, разрешаемые вооруженным путем».
Изделия из моржового клыка сегодня пользуются большим спросом. Эти работы, выполненные на высоком уровне, – теперь лицо северного края. Традиционные божки – пеликены оцениваются от 300 рублей за крошечный до нескольких тысяч – это больших размеров и с приворотами. И раскупаются они стремительно, как горячие пирожки.
Косторезная мастерская колледжа никогда не бывает пустой. С раннего утра тут кто-то работает: пилит, строгает, сверлит, вытачивает. Ежегодно многопрофильный колледж заканчивают несколько десятков учащихся, приобретая различные специальности, но лишь ученики Долгоаршинных занимаются своим делом после окончания учебы и возвращаются в родные места. Остальные учащиеся, увы, стремятся попасть в вузы, устроиться на работу в городе, забывая о полученной специальности.
Анадырь