Открывшаяся в Тюмени выставка «Живу – вижу» питерского художника Леонида Борисова стала событием сибирского о масштаба. Это первый в Сибири персональный показ известного во всем мире современного художника, который специализируется на абстрактном искусстве. Борисов был участником знаменитых выставок середины 70-х годов, проходивших в ленинградских ДК «Невский» и им. Газа, которые впервые после печально знаменитой «бульдозерной выставки» представили советскому зрителю беспредметное и авангардное искусство.
Тогда желающие оценить актуальное искусство выстаивали многокилометровые очереди, советские искусствоведы громили новаторов в пух и прах, а западные журналисты поднимали на щит «борцов с тоталитарным представлением о живописи». Объединение художников, участвовавших в этих выставках, получило название «Газневщина» и на долгие годы стало для европейской критики олицетворением неформального искусства в Советском Союзе. Однако у этой славы была и оборотная сторона: ориентированные, прежде всего на подготовленного западного зрителя художники были более или менее известны в столицах и совершенно не воспринимались провинцией.
Проиллюстрировать последствия культурного разрыва между столицами и провинцией можно на примере выставки Леонида Борисова в Тюмени, которая, как и 30 лет назад в столицах, вызывает живой интерес и ожесточенные споры зрителей.
Выставка Леонида Борисова в Тюмени продлится до 24 июля. В дальнейшем кураторы предполагают провезти ее по городам Сибири и Дальнего Востока.
Тюмень