Европейский суд по правам человека для многих россиян становится последним шансом на справедливое и беспристрастное рассмотрение судебного дела. Похоже, наши граждане пользуются своим шансом сполна: сейчас пятая часть находящихся в суде жалоб принята именно из России. О том, как строятся взаимоотношения Страсбургского суда с Российской Федерацией и ее гражданами, «НГ» рассказал правозащитник Александр Петров.
– Александр Борисович, с чем, по-вашему, связано первое место России по числу обращений в Европейский суд по правам человека?
– Россия, как наследница СССР, получила много проблем – больше, чем в благополучных европейских странах. Потому, как только с января 1997 года появилась возможность обращаться с жалобами в Европейский суд, наши граждане активно стали этим заниматься. Особенно сильная волна заявлений наблюдается из Чечни. До сих пор этот очаг конфликта тлеет, и нет ощущения, что ситуация радикально меняется. Люди там продолжают говорить о похищениях, и, хотя иногда люди возвращаются, пусть избитые и подвергнутые пыткам, значительная доля похищений сопровождается последующим исчезновением граждан. К тому же по населению Россия – самое крупное государство, и чисто статистически из РФ заявлений будет больше, чем из других стран. Еще одна причина популярности Страсбургского суда – проблемы российской судебной системы. Она у нас фактически не является независимой. Наши судьи очень внимательно следят за политической обстановкой, которую создают правительство и президент, и решения судов зачастую основаны не на принципах правосудия, а на попытках судей угадать, куда дует ветер.
– В нашей стране распространено мнение, что, наоборот, решения Страсбургского суда принимаются в соответствии с международной политической обстановкой. Так ли это?
– Россия еще со времен СССР проявляет некий глобальный эгоцентризм. Нам кажется, что все международные организации созданы специально для того, чтобы Россию как-то побольнее укусить. Но никто специально на РФ не давит, и для европейских государств нет оси противостояния «Россия – весь остальной мир». Я не думаю, что большая группа судей из разных стран будет рисковать своей репутацией для того, чтобы выносить решения в угоду кому-то. И нужно понять: в угоду кому? Еврокомиссии, американскому Конгрессу, британскому парламенту? Такие утверждения просто смешны. Никаких консультаций, которые бы судьи проводили, например, с Хавьером Соланой, просто не может существовать в природе – это было бы скандалом на первых страницах газет.
– Как Россия относится к решениям Страсбургского суда – исполняет их или игнорирует?
– По тем искам, которые РФ проигрывает, деньги выплачиваются исправно, независимо от суммы. Но решение суда состоит из двух частей. Первая о назначении компенсации – это обычно 10–30 тысяч евро. Вторая, имплементационная, часть содержит список изменений, которые нужно сделать исполнительной власти: скажем, привлечь виновных к ответственности. По этой части у нас просто катастрофа – Россия практически ничего не исполняет из таких постановлений. Невыполненные РФ решения генерируют негативный фон вокруг России в Европе и означают огромные имиджевые потери для нашей страны.
– Может ли рядовой гражданин самостоятельно добиться рассмотрения своего дела в Европейском суде по правам человека или для этого нужны усилия команды адвокатов?
– Обращение в Европейский суд теоретически бесплатное – человек может посмотреть на сайте все документы и сам заполнить жалобу установленной формы. Другое дело, что это, как правило, получается довольно тяжелый для простого смертного документ, который должен быть выдержан в юридическом стиле. Без нанятого адвоката написать правильно жалобу довольно трудно, хотя я знаю людей, которые сами заполнили документы, и они были приняты в суде. Однако у многих жителей регионов часто нет доступа к интернету, даже неоткуда адрес суда узнать. Но сейчас можно съездить в областной центр, в одну из правозащитных организаций, где предоставят всю информацию. Более того, в отдельных случаях, которые представляют интерес для правозащитников, правозащитники помогут и с адвокатом, и даже напишут жалобу.