В нынешнем году на Кубани завершается реализация программы переселения турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. Из 12 тыс. представителей этого народа Кубань уже покинули 11 тыс. человек. О фактическом завершении операции по переселению турок-месхетинцев было заявлено на совещании в краевой администрации, которое было посвящено обстановке в регионе после вступления в силу нового миграционного законодательства.
Как сообщили «НГ» в администрации Краснодарского края, проблема незаконной миграции возникла на Кубани с начала 90-х годов. По мнению заместителя главы администрации Краснодарского края Мурата Ахеджака, выселение турок-месхетинцев – единственный выход, поскольку наводнение края мигрантами во многом спровоцировало рост цен и обострение межэтнических отношений: «Руководство края было вынуждено пойти на кардинальные меры в отношении турок-месхетинцев. И уже сегодня мы можем констатировать, что в таких районах, как Абинский, Апшеронский, Белореченский и Крымский, межнациональная напряженность заметно снизилась».
Депортация турков-месхетинцев и представителей ряда других национальностей началась на Кубани после принятия постановления, предполагающего выдворение за пределы края всех иностранцев, не имеющих регистрации. Решительные меры против нелегалов инициировал губернатор края Александр Ткачев. Одно из положений постановления даже предусматривало привлечение к административной ответственности кубанцев, предоставивших жилое помещение или транспорт мигранту без регистрации. В крае созданы миграционная инспекция, специальные конвойные роты и три депортационных центра временного содержания – в Краснодаре, Сочи и Армавире.
Радикальные меры были поддержаны большинством коренного населения края, у которого резкий рост числа приезжих уже давно вызывал раздражение, а со стороны общественных организаций вызвал шквал критики. Недовольные утверждают, что действия властей идут вразрез с мировыми нормами соблюдения прав человека и Конституцией РФ. У правозащитников это постановление вызвало ассоциации со сталинскими методами депортации.
Однако, как подчеркнули на совещании, кубанский опыт в конце концов стал основой для миграционных законов на уровне страны. В Краснодарском крае, мол, просто «стали гораздо раньше наводить порядок». К примеру, иностранных граждан, которым с 1 апреля с.г. запретили торговать на рынках, к тому времени в Краснодарском крае было всего около 100 человек.
Ростов-на-Дону