Каждый год только в Мясном Бору под Великим Новгородом хоронят более двух тысяч останков павших.
Фото Александра Орлова
Отгремели салюты Великой Победы, отмечаемой уже в 62-й раз. И по-прежнему праздник этот не только «с сединою на висках», но и с горечью в сердце. И не только потому, что практически у каждого россиянина кто-то погиб в годы Великой Отечественной войны, но и по той печальной причине, что до сих пор, спустя более чем шесть десятков лет после Победы, государство не все сделало для того, чтобы увековечить память о погибших солдатах.
Подвиг бессмертен, но имена героев неизвестны
Как рассказал «НГ» начальник Военно-мемориального центра (ВМЦ) Вооруженных сил РФ генерал-майор Александр Кирилин, «в России и за рубежом в 52 тыс. установленных воинских захоронениях покоится прах около 9 млн. человек. Установлены имена лишь около 25% из них». По его данным, по состоянию на 1 января 2007 года на территории Российской Федерации паспортизировано (то есть учтено, занесено в реестр) 18 703 воинских захоронения, в которых покоится прах 3 063 655 погибших защитников Отечества. Это составляет всего 85% от всех выявленных захоронений на территории России.
В странах ближнего зарубежья картина по погребениям советских солдат еще более мрачная. Так, на территории Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Армении, Грузии, Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии паспортизировано 7251 воинское захоронение. В них учтены останки 1 683 846 человек, что составляет менее 50% от всех захоронений, выявленных на территории этих государств. На территории стран дальнего зарубежья (в Европе и Азии) паспортизировано 4636 воинских мест погребения, в которых лежат останки 2 535 103 человек, что составляет около 70% всех учтенных захоронений российских (советских) солдат за рубежом.
Почему в годы войны, хороня погибших, живые люди не стремились выяснить их имена и фамилии? Почему это не стало частью культуры нашей нации? Со дня Великой Победы прошло более 62 лет, но за это время новые поколения наших соотечественников не увековечили как следует память погибших в годы ВОВ солдат и не установили имена погибших.
Не секрет, что устанавливать личности без вести пропавших людей очень трудно. Но возможно. И здесь перед нами пример той же Германии. Как отмечает Кирилин, у немцев на 1945 год было 8 млн. без вести пропавших военнослужащих, а в настоящий момент эта цифра снижена примерно до 400 тыс. То есть германское государство за прошедшие со времени войны десятилетия смогло найти и увековечить подавляющее большинство своих граждан – участников войны. А что же Россия?
Один батальон на целую армию павших
К сожалению, долгие годы во времена СССР и новой России эта работа была предана забвению. Нынешние власти лишь в последнее время на государственном уровне возобновили военно-поисковую работу. Это стало возможным благодаря Указу президента страны № 37 от 22 января 2006 года «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», а также Закону РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Данными документами обязанности по организации и руководству работой по увековечению памяти защитников Отечества в Российской Федерации и за ее пределами возложены на Минобороны России. С этой целью в его структурах создан Военно-мемориальный центр ВС РФ, который является уполномоченным органом военного управления, осуществляющим руководство и контроль за деятельностью по увековечению памяти людей, погибших при защите Отечества. Для конкретного поиска погибших солдат, их перезахоронения, выявления их имен в соответствии с директивой министра обороны РФ № 105 2006 года в состав Вооруженных сил введен 90-й отдельный специальный поисковый батальон. Он выполняет конкретные задачи поиска неучтенных воинских захоронений и непогребенных останков воинов в районах боевых действий в годы Великой Отечественной войны. До этого времени данный батальон был сформирован по временному штату, но все равно показал эффективную работу. В районе «Невского пятачка» (Ленинградская область) солдатами этого подразделения были найдены и захоронены с воинскими почестями останки 908 защитников Отечества, обнаружено 89 единиц стрелкового оружия, обезврежено 2844 взрывоопасных предмета. Найдено 69 медальонов, из них 16 прочитано. Но это, конечно, капля в море, если учесть, что на «Невском пятачке» за три года боев погибли 200 тыс. человек. Перед началом работ солдат батальона целый месяц инструктировали местные поисковики. Предполагают, что со временем в этом подразделении будут служить только контрактники.
Не исключено, что по его опыту аналогичные подразделения будут направляться в другие регионы России, где шли тяжелые бои, – на северо-запад, в центр, на юго-запад РФ. Но, как считает Кирилин, «это все равно не закроет весь объем предстоящей работы. Лишь на «Невском пятачке» с учетом помощи местных поисковиков работы еще как минимум на 2–3 года. По масштабам боев в нашей стране таких батальонов надо создавать не одну сотню», – считает генерал.
Энтузиастам нужна правовая база
Проблему помогают решать энтузиасты, которые до недавнего времени и занимались всей поисковой работой в РФ. По данным Кирилина, в настоящее время в стране насчитывается более 600 поисковых отрядов, объединенных в 50 региональных и 5 межрегиональных объединений, образующих Союз поисковых отрядов. В общей сложности за период проведения поисковых работ (с 1989 года) ими найдены и захоронены с соответствующими воинскими почестями останки более 200 тыс. погибших воинов, установлены тысячи имен тех, кто считался пропавшими без вести, уничтожено более 2 млн. обнаруженных взрывоопасных предметов.
Но этой работой надо руководить, так как не все энтузиасты трудятся, как говорится, на совесть. Кирилин уверяет, что в этом году будет создана нормативно-правовая база для поискового движения. Поисковые объединения будут работать, только имея официальное разрешение Минобороны на проведение поисковых работ. Все остальные будут считаться «черными копателями».
По сообщению Кирилина, в настоящее время подготовлен проект указа президента России о создании в 14 государствах Восточной Европы и Азии представительств Минобороны, которые будут заниматься вопросами, связанными с поиском пропавших без вести в годы Второй мировой войны советских граждан, а также ухаживать за воинскими захоронениями. Предполагается, что представительства пока будут действовать в Польше, Германии, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, странах Балтии, а также в Китае, Монголии, Японии и Корее. «В этих государствах захоронено 95% советских военнослужащих, погибших в годы Второй мировой войны», – подчеркивает генерал.
Но, как сообщают в Минфине РФ, на функционирование подобных представительств нужны средства, а они пока не заложены в трехлетний бюджет страны на 2008–2010 годы. Поэтому когда конкретно будет подписан указ на этот счет, неизвестно.