В Приморье рыбалка на льду для многих – образ жизни.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Руководство МЧС Приморья предложило депутатам края принять закон, в соответствии с которым рыбаков, выходящих на лед после 1 марта, будут штрафовать. Правда, наблюдатели полагают, что это вряд ли остановит любителей подледного лова, которых приходится регулярно спасать сотрудникам МЧС.
«Конечно, штрафные санкции внесут свою лепту и, возможно, приостановят необдуманный выход рыбаков на лед, чем снизят количество ЧС, – сообщил «НГ» заместитель руководителя Управления МЧС РФ по Приморскому краю Леонид Маковецкий. – Тем не менее спасатели не теряют бдительности. Как показала практика, рыбаков не будет на льду только тогда, когда не будет самого льда».
«Показательной практикой» весны-2007 стали две операции по спасению рыбаков с оторвавшихся льдин в Амурском заливе. «Мы каждый год проводим массу спасательных операций, – говорит Леонид Маковецкий. – Но подобные нынешним, то есть с массовым отрывом людей на льдинах, проводились где-то около шести лет назад».
Первая группа рыбаков оторвалась 24 марта с.г. О произошедшей трагедии сообщили бдительные домоседы. Из их квартирных окон, выходящих на Амурский залив, открывалась ужасная картина – льдину, заполненную до отказа рыбаками, стремительно уносило в море. Посчитать пострадавших, уже превратившихся в черные точки, не представлялось возможным. О случившемся сообщали и другие очевидцы происходящего – рыбаки-коллеги. Они спокойно набирали номер МЧС, констатировали отрыв льда, называли приблизительную цифру уплывавших, уже скрывшихся из поля их видимости, и продолжали┘ ловить рыбу.
В спасении людей в тот день участвовало более 12 плавсредств различного типа и около 75 единиц другой спасательной техники. По предварительным данным, на льдине находилось до 200 человек. На самом деле – 280. Уже через 20 минут после поступившего в диспетчерскую сигнала катер на воздушной подушке «Гепард», находящийся в зоне постоянного патрулирования, пришвартовался к льдине и был готов принять рыбаков. Однако при первой погрузке лед дал новую трещину.
«Была очень большая проблема – дождь не прекращался, – рассказывает сотрудник пресс-центра МЧС Яна Иванова. – В такую погоду лед крошится и ломается в секунды». Так происходило и со злополучной льдиной. Небольшой надкол стал разрастаться с невероятной быстротой, в считанные секунды льдина раскололась надвое. По рассказам очевидцев, все это походило на фильм-катастрофу, так быстро один кадр трагедии сменялся другим. Спасатели призывали людей концентрироваться в центре дрейфующих ледяных поверхностей. Естественно, сначала спасали людей с осколка: 60 человек едва помещались на небольшой льдине. Она запросто могла перевернуться при одном резком движении.
Спасатели старались успокоить рыбаков, но многие не могли побороть панику. Мужчины бросались на катер, не давая ему даже стабилизироваться. Специалисты опасались, как бы и техника при таком натиске не перевернулась, а крошащаяся на глазах льдина не раскололась вновь. Другие рыбаки, видимо, также в шоке, продолжали сидеть возле лунок, опустив туда снасти, делая вид, что ничего не случилось. При этом некоторые возмущенно замечали, мол, зачем приехавшие распугали всю рыбу.
Странное поведение рыбаков на этом не заканчивалось. Перебираясь на катер, они тащили с собой короба, буры, снасти и рыбу. На призыв спасателей бросить все это, отвечали отказом, прятали за спину, как дети, предполагая, что этого никто не заметит. Таким образом, вместо шести человек катер вывозил только трех, но с бурами и снаряжением спасаемых. Оказавшись в безопасности, рыбаки совершенно не задумывались о судьбе оставшихся на льдине людей. Почувствовав твердую почву под ногами, некоторые из них начинали вести себя весьма агрессивно – даже выкрикивали спасателям, что их никто не звал.
Через четыре часа операция завершилась – все 280 человек были спасены. Кстати, большинство из них находились в состоянии алкогольного опьянения. Снятые с льдины рыбаки отправились домой, но работа спасателей на этом не закончилась. Совместно с силами УВД они вновь пытались образумить тех, кто продолжил во время спасательной операции ловить на льду залива рыбу. Но ни оглушающий звук «Гепарда», ни сирены милиции не смущали фанатичных ловцов. После последнего аргумента, что клева при такой заварухе им все равно не дождаться, около 50 человек наконец свернули свои снасти. На остальных не действовало ничего. Как результат – ровно через неделю МЧС пришлось столкнуться с еще более сложной задачей по спасению рыбаков – от берега оторвало льдину, на которой находились 90 человек.
Шквальным ветром льдину стремительно уносило в открытое море. Более того, неделя плюсовых температур привела к тому, что льдина крошилась и уменьшалась в размерах прямо на глазах. Ситуация осложнялась ураганным ветром, сила которого достигала 25 м/с. Катера выдерживали максимум 21 м/с. Спасателей беспокоило, что техника может не справиться и люди окажутся в воде. Поэтому после эвакуации 23 человек на одном из катеров на воздушной подушке было принято решение пересаживать людей на катер портнадзора и временно перебазировать на остров Коврижку. Усиление ветра отмечали каждые полчаса. Работать при таких погодных условиях было чрезвычайно тяжело. Несмотря на меньшую численность пострадавших, эта операция длилась около семи часов. Как и 24 марта, все рыбаки были спасены.
Казалось бы, этих случаев достаточно для того, чтобы остановить рыбаков. Тем не менее 4 апреля в районе поселка Тавричанка вновь произошел отрыв ледяного поля с рыбаками «на борту». Спасательная операция длилась всего час: 11 человек были доставлены на берег. В общей сложности за два последних месяца приморскими спасателями эвакуировано на берег около 450 рыбаков. Бюджету эти спасательные операции обошлись в миллионы рублей. Для Приморья и Владивостока, в частности, подледный лов – это почти повальное увлечение, а для некоторых и образ жизни. Людей не может остановить даже угроза их жизни, а уж административный штраф тем более.
Владивосток