Как давно заведено, 1 апреля в РФ стартовала призывная кампания. В этом году она значительно отличается от всех предыдущих. Призываемые в войска юноши будут служить не два года, как раньше, а всего полтора. Нынешним призывникам, можно сказать, не повезло, поскольку с 1 января 2008 года срок службы в армии составит всего один год. Чтобы обеспечить нужное количество солдат в силовых структурах, набираться на военную службу будет гораздо больше призывников. С 1 января 2008 года были отменены отсрочки для учащихся ПТУ, молодых отцов, учителей сельских школ, а также для лиц, имеющих на попечении престарелых родителей. Таким образом, уже через год призываться в войска будет не менее 200 тыс. юношей. Заметим, что в осеннюю призывную кампанию прошлого года в армейской строй стало всего около 120 тыс. призывников. Сейчас – на 10 тыс. человек больше – согласно президентскому указу с 1 апреля по 30 июня на военную службу должно быть призвано 133,5 тыс. военнослужащих.
Руководство Министерства обороны РФ, военкоматы и руководители регионов, которые де-юре отвечают за военный призыв, уже озаботились этой проблемой. Озаботилось и общество. С 1 января 2007 года государство расширило возможности по гражданскому контролю за призывной ситуацией и за армией в целом. В большинстве военкоматов и воинских частях начинают действовать родительские комитеты, а командиры подразделений будут обязаны по прибытии к ним новобранцев писать письма родителям солдат и рассказывать, как служат их дети. Только на территории Южного федерального округа (ЮФО) создано 72 родительских комитета (из них 57 – при соединениях и воинских частях, 13 при военных комиссариатах, 2 при военных училищах). Для работы в указанных в комитетах привлечены около 500 человек. По официальным данным Минобороны, родительские комитеты созданы и во всех частях и военкоматах других военных округов и флотов Вооруженных сил РФ. Понятно, об эффективности их работы говорить пока рано.
Кроме этого, в Минобороны и других силовых структурах из числа представителей интеллигенции созданы Общественные советы, которые должны будут систематически работать в войсках и помогать военному ведомству в решении вопросов боевой подготовки и службы войск, в том числе работать с юношами, которые должны будут пополнить армейский строй.
Однако эти мероприятия вряд ли смогут нейтрализовать негативные тенденции, которые имеют место в обществе. Ряд политических партий в начале апреля с.г. провели митинги и манифестации с требованием отменить призыв и создать в РФ добровольную армию. Правозащитные организации по-прежнему бьют тревогу по поводу правонарушений, связанных с призывом на военную службу. По данным координатора общественной группы «Гражданин и армия» Сергея Кривенко, в 2006 году в 20 регионах РФ зафиксировано 4200 случаев нарушения прав призывников. Отмечалось, что нарушения связаны с тем, что молодые люди попадали в армию после облав, устроенных милицией, или их забирали прямо из дома, не дав попрощаться с родственниками.
Видимо, учитывая такие тенденции, с 1 апреля с.г. Главная военная прокуратура (ГВП) организовала в более чем 150 городах РФ «горячую линию» для будущих молодых солдат и их родственников. Как сообщили в ГВП, такие консультационные пункты будут работать круглосуточно и без перерывов. Отмечается, что военные прокуроры готовы отреагировать на любые обращения граждан по поводу нарушения прав призывников.
В эти же дни военная прокуратура объявила об очередной акции по розыску тех, кто самовольно оставил военную службу. ГВП сообщает, что солдаты, которые впервые оставили войска, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Между тем, по прогнозам вице-губернатора Томской области по вопросам безопасности и управлению делами Юрия Сухоплюева и военкома российской столицы Анатолия Хрячкова, в этом году в России возможно ожидать увеличения количества «отказников».
В 2006 году их было не менее 12 тыс. человек, при этом 3 тыс. человек, то есть каждый четвертый, – из Москвы. Заметим, что, по данным Хрячкова, на все восьмимиллионное население столицы план призыва этой весной всего 3,5 тыс. юношей. Если только здесь отловят всех «отказников», то количество набранных в войска людей может быть увеличено почти вдвое. Однако московская милиция, похоже, отказалась от облав на призывников. УВД Москвы получило от руководства указание не применять к потенциальным призывникам физическую силу и не доставлять их принудительно в военкоматы. Хотя Хрячков обещает усилить работу по отлову «отказников»: «Каждый уклонист должен знать, что он будет разыскан. По нему будет принято решение. Мы найдем их через другие органы: пенсионные фонды, информационные расчетные центры. Мы найдем их и вручим повестки через эти органы. Законодательством РФ это предусмотрено, мы усилим работу по розыску».
Кроме Москвы, проблема с отказниками остро стоит и в Санкт-Петербурге. По данным военного комиссара города Игоря Бескровного, в минувшем году там в розыске числилось 1,7 тыс. «отказников». Из них было разыскано 636 человек.
Хотя в России существуют регионы, где почти нет «отказников». Скажем, в Пскове в розыске числится такой призывник всего один. А по данным военного комиссариата Грозного, в Чечне нет юношей, не желающих служить в армии. До недавнего времени в республике, как правило, набирали первогодков для службы в местных военных комендатурах и специальных чеченских батальонах. Но с этой весны в Чечне ожидается массовый набор призывников в войска – 1400 человек, в том числе и для службы за пределами республики.
Как известно, в РФ действует экстерриториальный принцип комплектования войск. Для москвичей он будет состоять в том, что более 60% новобранцев будут направлены в воинские части Центрального региона России. Между тем для Южного федерального округа РФ, где, как правило, мотивация на военную службу у новобранцев выше, процент призывников, направляемых за пределы региона, гораздо больший. Так, по данным штаба Северо-Кавказского военного округа, из 24 тыс. призывников, направляемых в войска, только 3 тыс. будут выполнять свой воинский долг на территории Северо-Кавказского военного округа. Сообщается, что призывники из субъектов ЮФО будут проходить службу в соединениях и частях Московского, Ленинградского, Дальневосточного, Сибирского, Приволжско-Уральского военных округов, а также на Черноморском, Балтийском, Северном, Тихоокеанском флотах и в Каспийской флотилии».
Призывники из ЮФО считаются и более здоровыми. Однако для молодежи РФ в целом этот показатель, мягко говоря, не радует. По словам начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Василия Смирнова, осенью прошлого года каждый третий призывник был не годен к службе по состоянию здоровья, более 50% призванных имели ограничения по здоровью. Озабочен Смирнов и тем, что 40% юношей на момент призыва нигде не работали и не учились, что тоже является отрицательным социальным показателем. Аналогичная ситуация, делают прогноз в Генштабе, возможна и в эту призывную кампанию.
Вряд ли Минобороны и Генштаб решат все проблемы, связанные с повышением социально значимых характеристик призывников. Однако подобное стремление у военного ведомства есть. Больных призывников военкоматы должны будут направлять на лечение, а для безработных с учетом потребностей войск в Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО-ДОСААФ) налажена система подготовки юношей по военно-учетным специальностям. В 2007 году для нужд армии будет подготовлено 80 тыс. специалистов. На следующий год планируется подготовка 115 тыс. призывников, в 2009 году – 140 тыс. по 40 военно-учетным специальностям. Таким образом как бы решается двуединая задача – молодые люди получают специальность (в основном водителя, механика, электрика, связиста и т.п.) и одновременно более основательно готовятся для военной службы.