На шахте «Ульяновской» погибли 108 человек.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вроде бы не август, а впечатление такое, что наступил именно этот традиционно трагический для России месяц. Чрезвычайные происшествия со значительным количеством жертв происходят в стране одно за другим. Череду трагедий открыла катастрофа самолета Ту-134 в Самаре. Потом были трагедия на шахте «Ульяновская» (одной из самых современных в России) в Кузбассе и пожар в доме престарелых в маленькой кубанской станице. Траур был объявлен по всей стране.
Стареют не только самолеты
Но упомянутые события – только наиболее крупные ЧП последних двух недель. К сожалению, аварии и катастрофы в России – явление перманентное. И разница, увы, лишь в количестве погибших. Можно много говорить о пресловутом человеческом факторе, но главное, надо полагать, в другом. В том, что выводов из ранее произошедших трагедий никто не сделал, а это значит, мы не застрахованы от подробного и в будущем.
В середине прошлой недели в Санкт-Петербурге рухнула на крышу бассейна буровая установка. Сооружение пробило часть крыши и кровли. В бассейне в этом момент находились около трех десятков человек. Питерского «Трансвааля» удалось избежать лишь чудом. Причина ЧП банальна – водитель бурильной установки был пьян. Заметим, что буквально за пару месяцев до этого рухнул кран в Великом Новгороде, крановщик был, как говорится, в стельку. А месяц назад кран завалился на здание в том же Санкт-Петербурге. Во всех случаях не обошлось без грубых нарушений техники безопасности. Что, выводы из предыдущих ЧП не сделали лишь потому, что обошлось без жертв? И где, спрашивается, были чиновники Ростехнадзора, глава которого Константин Пуликовский, кстати, на днях комментировал ситуацию с долгами КНДР России, но ни словом не обмолвился за все последнее время о том, что делает его ведомство по недопущению техногенных катастроф?
В минувшую пятницу в Красноярске совершил аварийную посадку Ту-154. На лайнере отказала гидросистема. К счастью, самолет приземлился благополучно. Но, надо полагать, этот случай даст повод опять заговорить о замене устаревших Ту-134 и Ту-154 на новые авиалайнеры. Да, наверное, устарели. Да, может, и есть смысл закупить «Боинги» и «Эйрбасы» (раз уж свои авиапромышленность опустила ниже уровня плинтуса), о чем, кстати, уже объявлено. А вот пилотов, что, тоже будем из-за границы выписывать?
За последние 15 лет количество пилотов в России сократилось вдвое (с 30 до 15 тысяч), а средний возраст летчиков увеличился практически на 10 лет. Об этом в минувший четверг сообщил ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Михаил Смуров. Заметим, что каждый год с летной работы по тем или иным причинам уходят 400 человек, а пополняется летный резерв только на 200 с небольшим человек. Которых, кстати, еще нужно довести до такого уровня мастерства, чтобы им можно было доверить жизнь людей.
Причем только за последние 7 лет объем воздушных перевозок вырос на 60%, а компании стали активно увеличивать парк воздушных судов. Получается, что владельцы авиакомпаний, заинтересованные в росте грузового и пассажирского потока, приобретают все больше и больше самолетов, а государство, на котором лежит ответственность за подготовку пилотов, работает по старым лекалам. Может, пора уже Госплан реанимировать? Чтобы одно привести в соответствие с другим? А иначе и «Боинги» будут падать так же, как и старенькие «тушки».
Не лучше ситуация и в военной авиации. На днях в донском небе столкнулись два истребителя МиГ-29 (оба разбились, но пилоты успели катапультироваться). Главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов объяснил причину ЧП буднично: слабая натренированность летчиков. К примеру, ведущий пары, который является командиром эскадрильи, в прошлом году налетал всего 70 часов (в ВВС США норма – 160–170 часов), а в этом вообще только 12. Надо полагать, как всегда, во всем виновата нехватка топлива. МиГ-29 стоит на рынке около 20 млн. долл. Сколько на 40 млн. «зеленых» можно было закупить керосина, чтобы пилоты могли налетаться вдосталь, считайте сами.
Щит Родины без прикрытия
На днях на расширенном заседании военного совета Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) выступал заместитель командующего этим родом войск генерал-лейтенант Андрей Швайченко. «Из-за недостаточного финансирования, – заявил генерал, – материально-техническое обеспечение авиации РВСН позволяет поддерживать в частях постоянной готовности в исправном состоянии не более 51% авиационной техники». Нет денег на срочный капитальный ремонт 27 самолетов и 58 вертолетов, при существующем положении дел к 2011 году, подчеркнул Андрей Швайченко, авиация РВСН останется без самолетов Ан-12 и Ан-26.
Между тем речь идет не о «кукурузниках», опрыскивающих колхозные поля химикатами. Речь идет, заметим, о ядерном щите страны, который авиация РВСН прикрывает с воздуха, то есть о том из немного, что еще придает России статус великой державы. И если здесь, не дай бог, произойдет ЧП, траур придется объявлять не только на одной седьмой части суши. И что, в Минобороны не знают ситуацию в главном роде войск страны? Не знают, куда нужно в первую очередь направлять средства? Благо что их в военном ведомстве ныне все больше и больше. То есть дело, похоже, не в отсутствии средств, а в том, как ими распоряжаются, короче говоря, в управленческом решении. Тот же человеческий фактор, только уже встроенный в вертикаль, на этот раз армейскую.
В минувшую пятницу премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что Министерство экономики и развития должно без промедления начать работу над долгосрочным прогнозом развития страны. «В бюджетном послании президента обозначен выход на 10–15-летнее планирование, у вас должно быть предвидение развития ситуации на два-три десятилетия вперед, – обратился глава кабинета министров к коллективу Минэкономразвития». Правда, речь шла только об экономике. Прогнозировать чрезвычайные происшествия и заниматься созданием такой структуры управления, чтобы этих ЧП не было, похоже, в стране некому.
В конце концов, если что и случится, всегда есть глава МЧС РФ Сергей Шойгу и его мобильно-спасательное ведомство. Другое дело, что ликвидировать последствия катастроф всегда дороже, чем их предотвращать. Но при нынешнем-то сытом бюджете кого это волнует?