Анатолий Кириллов (в центре) предпочитает проводить экскурсии лично.
Фото предоставлено екатеринбургским Центром Ельцина
Литературу, собранную в екатеринбургском Центре Ельцина, можно будет посмотреть в интернете. Музей российского экс-президента, открывшийся в ноябре 2006 года, завершает перевод библиотеки в электронную форму, и теперь она будет доступна пользователям во всем мире.
Создал музей Ельцина бывший советник губернатора Свердловской области по политическим вопросам Анатолий Кириллов. Шесть лет назад, начав преподавать в университете курс «Урал в новой России», он убедился, что для современных студентов время Ельцина – такая же «древняя» история, как и эпоха Брежнева. Доктору исторических наук Кириллову видеть забвение земляка было неприятно, и он решил показать роль Ельцина в современной истории России вживую: на конкретных материалах и свидетельствах очевидцев.
Примечательно, что музей был создан именно в прошлом году, когда как раз исполнилось сто лет Государственной Думе, возрождение которой связано с именем первого президента России, ему исполнилось семьдесят пять лет, к тому же за тридцать лет до этого Ельцин возглавил Свердловскую область.
По словам Кириллова, семья Ельциных оказалась типичной для России: раскулачивание, репрессии, промышленные стройки, кочевая жизнь. «Поэтому мы предложили создать не столько музей первого президента России, сколько центр современной политической истории, в написании которой он принимал самое активное участие». Спонсором центра выступил Фонд Ельцина. Откликнулись и другие организации: агентство ИТАР-ТАСС передало более 10 тысяч фотографий, кино- и телестудии – более ста часов киновидеодокументов. Некоторые известные люди написали свои воспоминания и передали архивы, собираемые годами, оставили документальные свидетельства однокашники Ельцина. Свою зарплату (10 тысяч рублей – средняя для Екатеринбурга) восемь сотрудников центра получают из спонсорских средств.
В музее несколько залов. В каждом – своя эпоха: 30-е, 50-е, 70-е┘ В зале, посвященном предкам Ельцина, целую стену занимает панно: река Чусовая, вправленная в скалистые берега. Под стеклом хранится копия протокола допроса отца Ельцина, фотография места, на котором некогда стояла мельница деда первого президента. «На Урале люди бедно никогда не жили, – комментирует Анатолий Кириллов. – Вот энкавэдэшники и отыскали имущество у Ельциных. Отец Бориса Николаевича бежал в Казань, где его в июле 1934 года арестовали по статье, которая в 37-м стала расстрельной. Его посадили на три года, потому что он не сознался в антисоветской пропаганде – тем, кто сознался, дали по пять. Семью из барака выселили, но нашлись добрые люди, которые приютили Ельциных».
Документы и архивные материалы, касающиеся семьи первого президента России, соседствуют с символами эпохи, например патефоном. «Ельцины, когда жили в бараке, очень любили слушать три песни: «Черный ворон», «По долинам и по взгорьям» и «Шел отряд по берегу», – поясняет Кириллов.
Чуть подальше от патефона – телевизор «КВН-49» с огромным увеличительным стеклом перед крошечным экраном. По преданию, такой телевизор друг Ельцина выиграл на соревнованиях и понес не домой, а в компанию. Над телевизором на картине, написанной специально для музея, красуется и сама компания: группа молодых людей увлеченно демонстрирует рабочий энтузиазм. На заднем плане – человек в костюме и галстуке, очень похожий на Бориса Николаевича. «Однокашники увидели картину и захохотали: Ельцин в то время никогда не ходил в костюме и галстуке. Он и в комсомоле не работал», – улыбается Кириллов.
Организаторы музея не углубляются в противостояния 90-х и не пытаются давать оценки как сошедшим со сцены политикам, так и современным. В зале исторических параллелей лишь собраны символы разных эпох: фотографии заседания царской Думы и команды матроса Железняка, Конституции России и Устава Свердловской области, современной Думы и нынешнего президента.
Когда Анатолия Кириллова спрашивают, а есть ли в анналах что-нибудь плохое про Бориса Николаевича, он показывает на солидную библиотеку, где немалую часть составляют издания на иностранных языках: «Читайте, на год занятий хватит. Пока почему-то больше стараются показать именно плохое. Хотя я не думаю, что кто-то мог бы на его месте сделать лучше».
Музей уже посетило до тысячи человек – в основном учителя, аспиранты, краеведы, ученые, школьники и студенты. Плату за пользование библиотекой и за экскурсии музей не берет.
Екатеринбург