Император Петр I отвоевал крепость Азов для Российской империи в конце XVII века. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
На границе Европы и Азии, там, где Дон делит материк на две части, на высоком берегу раскинулся Азов – один из древнейших городов юга России. Он был заложен еще греками – опытными торговцами, оценившими выгодное положение левобережья дельты Дона. Важное географическое положение впоследствии сделало Азов значительным торговым и дипломатическим пунктом, крупным военным объектом, за обладание которого воевали сильнейшие державы мира. Еще в 115 году до Рождества Христова этот город завоевывал Митридат Понтийский, затем им владели сарматы, гунны, хазары, печенеги и половцы. К исходу X века город попал под власть русского князя Владимира, отдавшего его вместе с Тмутараканью в удел сыну своему Мстиславу. А уже в середине XIII века на этом месте возник золотоордынский Азак, через который проходил один из маршрутов Великого шелкового пути. В 1395 году город был разрушен войсками Тамерлана, потом восстановлен генуэзцами, а в 1471 году Азов взяли турки, превратив его в центр работорговли и главный северный форпост Османской империи. Впоследствии Азов еще долгое время служил разменной картой в игре двух империй – Российской и Османской.
Мать городов норвежских
Археологическая слава Азова привлекла к этому городу внимание знаменитого ученого Тура Хейердала. Свое последнее путешествие легендарный капитан «Кон-Тики» и «Ра» совершил именно в Азов, где в 2001 году он искал доказательства теории о южных корнях норвежцев.
Изучив теорию средневекового историка Снорре Стурлуссона, поведавшего о том, что герой исландских саг и родоначальник династии скандинавских правителей Один пришел с берегов реки Танаиса (Дона), Хейердал высказал гипотезу о том, что на месте Азова мог располагаться город скандинавских богов асов – Асгард. Тогда к этой идее скептически отнеслись многие его соотечественники, но Хейердал с присущим ему оптимизмом не унывал и надеялся на успех.
Раскопки велись в двух шагах от гостиницы, где жил Хейердал, рядом с центральной площадью, над которой возвышалось каменное изваяние мирового вождя пролетариата. В принципе о расположении в этом районе городища было известно российским археологам, но из-за отсутствия финансирования систематические работы здесь никогда не проводились. Приезд же экспедиции Хейердала, которая полностью брала на себя все расходы, отчасти позволил раскрыть тайны, погребенные в азовской земле. За два месяца специалисты из Норвегии, Швеции и России откопали несколько тысяч предметов, относящихся к разным эпохам, и убедились, что на месте Азова в первом веке до нашей эры (именно это время Стурлуссон называл датой ухода викингов на север) происходили большие демографические изменения. По времени это совпадает с царствованием Митридата, который вместе с местными племенами сражался с римлянами. Предполагается, что обычно враждовавшие между собой племена ванов и асов, от которых пошли норвежские и шведские короли, объединились перед общим врагом – Римом, обменялись вождями и женщинами и отправились на север Европы, где объявили себя людьми, пришедшими из страны Богов.
Покидая донскую землю, Хейердал сказал, что очень доволен результатами раскопок. «На Ньюфаундленде была когда-то найдена круглая пряжка с подвижным язычком, – сказал он. – Из-за этого история Америки была пересмотрена, так как это доказывало, что викинги побывали на этом месте задолго до Колумба. То, что мы нашли в Азове, эквивалентно трем таким пряжкам, и не исключено, что сегодня мы стоим на пороге великих открытий в истории».
Пришедшее из Италии в 2002 году известие о смерти знаменитого исследователя жители Азова встретили с прискорбием, а на здании местного краеведческого музея были приспущены российский и норвежский флаги.
Турецкий конь на постаменте Ильича
Видимо, пребывание на азовской земле грозных воителей северных морей наложило свой отпечаток на характер нынешних обитателей города, которые то и дело выступают с лихими инициативами. Пару лет назад атаман Азовского юрта Сергей Сенник в своем указе потребовал от женатых казаков довести количество детей в семье до максимально возможного, но с условием, чтобы в ней было не менее пяти душ. На исполнение приказа боец с демографическим кризисом дал всего год. После этого каждые два года в казачьих семьях должны появляться дети, а «передовики» бы награждались ежемесячным пособием в тысячу рублей. Впрочем, пока можно говорить о том, что обещанная «надбавка» не вдохновила местных казаков.
Еще с одним, довольно необычным, предложением не так давно выступили азовские депутаты. Они объявили войну нецензурной брани. Вопрос о ее искоренении из речи горожан встал на одном из заседаний гордумы, в ходе которого народные избранники решили разработать нормативно-правовой акт, направленный против «матерщинников». Впрочем, как собираются депутаты следить за чистотой «великого и могучего» и напоминать азовчанам о культуре речи, пока не совсем понятно. Поступило лишь предложение о проведении конкурса на лучший антиматерщинный телевизионный ролик. А один из депутатов предложил печатать в местных газетах фамилии сквернословов. Этим борьба с матом, похоже, и ограничилась.
Другая «идея фикс» азовских чиновников была связана с установкой «для придания большей туристской привлекательности» скульптуры золотого коня. Старая городская легенда гласит, что в 1696 году в азовской крепости был зарыт золотой конь в натуральную величину, брошенный турками при осаде крепости Петром I. Первоначально двухметровую бронзовую скульптуру собирались было установить на Турецком валу, где он по легенде и был припрятан, но затем решили сократить затраты и поставить его на уже готовый пьедестал у городской администрации, заменив на этом месте памятник Ленину. Правда, прошло уже более двух лет, а Володька Каменный (так ласково азовчане называют памятник Ильичу) до сих пор возвышается над центральной площадью города.
Любопытно, что по другому преданию, золотой конь был похищен донскими казаками у турок и спрятан в катакомбах Кобякова городища, где в ХVII веке проходила граница между Российской и Османской империями. Как гласит легенда, во время осады казаки неожиданно напали на турецкую крепость и похитили из нее золотого коня. Турки отправились за ними в погоню, но более ста человек вместе с лодками, доверху нагруженными богатством, куда-то исчезли, а через 10 дней, как гласят исторические документы, казачья дружина со всем своим добром прибыла в станицу Старочеркасскую.
Говорят, что турецкий султан посулил за возвращение золотого коня немалую награду, и поэтому казаки, от греха подальше, решили надежно припрятать его в катакомбах городища до лучших времен.
Азовская земля хранит еще множество реликвий и неразгаданных тайн, многие из которых до сих пор будоражат умы охотников за сокровищами. Не зря Тур Хейердал называл Азов «уникальным для всей планеты кладезем археологических свидетельств истории человечества».
Место крещения российского флота
Именно с Азовом связана самая героическая страница истории донского казачества. В октябре прошлого года на Дону с размахом отметили 365-ю годовщину Азовского осадного сидения – события, равных которому не знает мировая история. Под таким названием вошел в историю подвиг пятитысячного войска казаков, которое в течение нескольких месяцев сдерживало натиск 200-тысячной турецкой армии, сорвав тем самым турецкие планы по созданию мусульманского государства на территории южной России.
На празднование годовщины в Азов съехались делегаты всех казачьих войск России и зарубежья. Специально для поздравлений в город пришел большой десантный корабль Черноморского флота «Азов», для швартовки которого даже пришлось прочистить русло реки. В честь юбилея была устроена реконструкция той памятной битвы. Вот только те казаки, которые по сценарию были врагами, напрочь отказались переодеваться в турецкую одежду. Поэтому «бой» выглядел несколько странно: свои нападают на своих. Но всем и без того было понятно, что, как и 365 лет назад, снова победят казаки.
Впрочем, несмотря на героическую победу, исход Азовского сидения был не самым удачным. Понимая невозможность выиграть войну с Османской империей, казаки предложили России взять Азов под свою власть. Но царь Михаил Федорович отказался от крепости и, соответственно, заманчивых перспектив, связанных с выходом в Азовское и Черное моря. Более того, он велел казакам оставить Азов, и в 1642 году они взорвали укрепления при подходе турок, которые потом заново отстроили город, превратив в неприступную крепость.
Уже в конце XVII века Азов решил отвоевать Петр I, для чего отдал приказ строить военный флот. Именно под стенами Азова российский флот получил боевое крещение. По случаю взятия крепости в августе 1696 года был устроен грандиозный пир, во время которого прозвучали залпы первого в России салюта победы – царь Петр приказал зажечь фейерверк и палить изо всех орудий.
Потом Россия еще несколько раз теряла крепость, которая была навсегда закреплена за Российской империей по Кючук-Кайнарджийскому миру лишь в 1774 году.
Дней прошлых зримые следы
О сидении донских казаков и Азовских походах Петра Великого сегодня напоминают крепостные валы с Алексеевскими воротами, являющимися памятниками военно-инженерного искусства. Удивительно, но, несмотря на столь славную историю, в Азове не так много достопримечательностей. В городе насчитывается всего 11 памятников федерального значения, да и те лишены архитектурных изысков. Помимо крепостных валов в их числе – остатки Генуэзской стены и несколько дореволюционных зданий. Теперь это место, с которого открывается восхитительная панорама дельты Дона, место паломничества туристов и свиданий влюбленных.
Другая местная достопримечательность спрятана от посторонних глаз в музее. Причем ее стоимость сопоставима с годовым бюджетом города. Это пятиметровый скелет предшественника мамонта – трогонтериевого слона, который был найден в песчаном карьере на окраине города и реконструирован по костным останкам.
В мире подобные экспонаты можно пересчитать по пальцам. В Одесском музее есть неплохой скелет, но без черепа. Еще один скелет находится в Германии, но ценность экспоната портит то обстоятельство, что этот скелет не цельный, то есть найденный на одном месте, а сборный. «Азовский» слон уже посетил многие страны мира, а на деньги, вырученные от его «гастролей» по Японии, была проведена реконструкция музея.
Предметом гордости азовчан является и богатейшая коллекция скифского золота. Хранящиеся в музее украшения, детали конской упряжи, посуда и оружие считаются ценнейшими экспонатами мирового уровня. Правда, возможность полюбоваться этой красотой у горожан появилась совсем недавно, с открытием золотого зала. До этого сарматские сокровища хранились только в запасниках либо экспонировались в зарубежных музеях, где это позволяли меры безопасности.
До недавнего времени о заштатном Азове вспоминали именно благодаря многочисленным археологическим находкам или в связи с его былыми заслугами перед историей. В отличие от прежних эпох в наше время город не стал крупным промышленным и торговым центром, даже несмотря на то что для этого были все предпосылки, включая международный морской порт и удобное расположение внутри транспортных систем Европы.
Однако сегодня об Азове заговорили в новом свете – как о ближайшем городе, расположенном к южно-российской особой игорной зоне. В связи с будущим появлением «азовского лас-вегаса» перед 80-тысячным городом открываются неплохие перспективы в виде инвестиций, которые придут вместе с крупными столичными компаниями, занятыми игорным бизнесом. Сегодня здесь планируется строительство платной автодороги, аэродрома и яхт-клуба. Тем временем в Азовском районе уже сегодня отмечается рост цен на землю и недвижимость и активизировалась купля-продажа земельных участков. В конечном итоге, по мнению местных властей, создание игорной зоны станет импульсом для экономического процветания и развития курортных возможностей города и всего побережья.
За свою долгую историю древний «дедушка Азов», как его назвали в одной из песен, прошел все формы городской цивилизации: был античным поселением, кочевым станом, восточным городом, европейской торговой факторией, военным форпостом, казачьей столицей, центром российской губернии и захолустным посадом. Время поглотило стены и башни Азова, но остался сам город, который готов пережить еще одно свое рождение.
Коллекция скифского золота местного краеведческого музея по своей стоимости сопоставима с бюджетом города. | Несмотря на многочисленные сражения, оборонительный вал Азовской крепости сохранился до сих пор. Фото Александра Костюкова |
Ростов-на-Дону