В последнее время появилось немало любопытной информации о военном искусстве чукчей. Ранее многие аспекты этой темы были под запретом. О боевых стычках между этническими группами людей, проживающих на северо-востоке, старались не упоминать.
Известно, что одним из основных видов оружия в ближнем бою у чукчей, как и у многих народов Севера, было копье. Это оружие активно использовали не только в военных целях, но и при охоте. Копьем кололи моржей на лежбище, били диких оленей на переправе через реку, ходили с ним на белого медведя.
Копье было при мужчине постоянно. Оно неимоверно высоко ценилось. Наконечники делались из камня (обсидиан, кремень, песчаник), чаще всего из кости, и позже – из металла. Каменные и костяные наконечники изготовляли сами чукчи, а вот металлические обменивали за предметы быта, меха, оленей у якутов, коряков или жителей Аляски. В тундровой зоне трудно найти подходящее деревцо для рукоятки копья, поэтому, как правило, длина древка копья составляла чуть более двух метров.
Во время военных действий, когда воины сходились в рукопашном бою, чукчи использовали необычный тактический прием. Из их задних рядов вдруг в воздух взлетали воины, пролетали над головами противника и опускались в их тылу. Противник, зажатый с двух сторон, быстро сдавался на милость победителя. Долго не могли распознать, каким образом воины взлетают в воздух и пролетают до двадцати–сорока метров. Оказывается, они прыгали на древко копья, которое держали два воина. Те раскачивали копье, оно пружинило, и натренированные воины-чукчи взлетали в воздух. Как делали чукчи, выражаясь современным языком, копья-батуты, противники выяснить так и не смогли.
Эту тайну разгадал краевед Эдуард Гунченко. Сам Гунченко родился и всю жизнь прожил в чукотском селе Марково, основанном казаками-первопроходцами более чем триста лет назад. Гунченко после окончания института вел большую исследовательскую работу, был основателем Марковского краеведческого музея, который теперь стал филиалом Чукотского окружного музейного центра «Наследие Чукотки». Умер Гунченко в самом конце прошлого века. Но в 1992 году при личной встрече он рассказал автору этих строк, как изготавливалось, а вернее, выращивалось древко копья-батута. Времени на это требовалось довольно много.
В пойме реки Анадырь, возле сел Марково, Ваеги, в поймах некоторых других рек растет лес. Чукчи находили росток березы, обрезали нижние веточки и начинали маленький стволик скручивать, но так, чтобы не повредить ни кору, ни ствол, а только закрутить его. Деревце росло, срезались лишние веточки, а ствол все скручивался и скручивался. И так до тех пор, пока береза вырастет до нужного размера – более двух метров. Вот такой высушенный, скрученный ствол и становился древком копья-батута. Его для прочности обматывали нитками оленьих сухожилий, ремнями кожи, пропитывали жиром. Об этом методе выращивания древка Гунченко поведали древние старики, возраст которых подходил к столетнему.
Копье и теперь любимый предмет для чукчей. Во многих домах можно увидеть копье в чехле – память о деде или даже прадеде. Правда, теперь с копьем не ходят на охоту, мощные нарезные ружья заменили древнее оружие.
Анадырь