– Геннадий Владимирович, какова коррупционная обстановка в России и как она вписывается в мировую практику?
– Я бы охарактеризовал ситуацию с коррупцией в России как чрезвычайно тяжелую и имеющую тенденцию к ухудшению. Это не общемировая тенденция, а особенность группы стран, которые проходят период активного развития. Это ряд латиноамериканских, африканских государств, которые находятся в экономической фазе, сопряженной с развитием номенклатурного капитализма. Там, где есть номенклатурный капитализм, как у нас – бесконтрольный, непрозрачный, – там развиваются коррупционные процессы.
– Какие сферы наиболее подвержены коррупции в России?
– Та информация, которая имеется у меня и которая периодически становится достоянием гласности, свидетельствует, что коррупция окружает простого человека везде – взятки на дорогах, в больницах, поборы при поступлении в вузы. Коррупция пронизала все общество, начиная от банковской сферы и до рядовых учебных заведений. Крупный бизнес также сливается с властью, но платит ей по-крупному – это уже гиперкоррупция. Причем на сегодняшний день власть, я имею в виду номенклатурных чиновников, специально создает финансовые потоки, в которых формируются огромные откаты. Была у нас Страна Советов, а стала – страна откатов. В первую очередь коррумпированы структуры исполнительной власти, связанные с контрольно-распорядительными функциями над финансовыми потоками. Проблема в том, что эта ситуация уже начинает мешать развитию государства. Мой знакомый предприниматель в сфере строительства говорит: «Ну я понимаю, когда с меня чиновники просят 10%, ну 15%, скрипя зубами 25%, но когда требуют 40–50%! Как я тогда буду строить? Надо или в два раза завышать стоимость объекта, или делать так, что завтра это все развалится».
– Существуют страны, считающиеся малокоррупционными. За счет чего они достигают этого?
– Всегда есть два фактора, которые влияют на уровень коррупции в стране: уровень контроля за чиновниками и уровень прозрачности принятия ими решений. Контроль многогранен – государственный, парламентский, гражданский, включая СМИ. Прозрачность – это публичность принятия решений, активов, сделок. Очень важен также уровень общественного сознания. В указанных странах коррупция для каждого жителя – неприемлемое явление, которое нужно искоренять. Наши люди почему-то принимают коррупцию как неизбежное зло, которое является нам каждый день и с которым нужно смириться.
– Есть ли возможность победить коррупцию в России и в какие сроки это возможно сделать?
– Такая возможность есть при условии, что будут приняты политические решения о борьбе с коррупцией и реформе правоохранительного аппарата. Пока, несмотря на отдельные успехи, система работает неэффективно и общий объем коррупции победить не в состоянии. Нужно на государственном уровне восстанавливать институты парламентского контроля, повышать роль СМИ, требовать публичности принятия решений, невзирая на лица. Если граждане будут иметь возможность контролировать власть, они не дадут ей воровать. При поддержке президента, правительства, ведущих политических сил в России можно нанести серьезный удар по коррупции за два-три года.