Полигон бытовых отходов в Томске не отличается от свалок в других городах России: кучи мусора и никаких высоких технологий.
Фото автора
Посетив томскую городскую свалку, именуемую в документах полигоном твердых бытовых отходов (ТБО), немецкий эколог Карл Мольтке заявил председателю комитета по экологической безопасности урбанизированных территорий Департамента природных ресурсов области Сергею Трапезникову: «Вы сидите на деньгах». Однако об извлечении из мусора «звонкой монеты» в ближайшее время речь не идет – пока в Томске пытаются хотя бы упорядочить сбор городских бытовых отходов.
Издержки «ограниченной ответственности»
Городской полигон ТБО площадью 54 га, расположенный к востоку от Томска, введен в эксплуатацию в 1964 году. Уже прошла эпоха социализма, перестройка, и хотя срок эксплуатации полигона истек 8 лет назад, он все работает и работает. За это время на его территории размещено более 60 млн. кубометров отходов. Ежедневно сюда завозится примерно половина железнодорожного состава мусора, а максимальная высота складирования отходов составляет уже 28 метров. С этого холма, кстати, открывается чудесный вид на ближние и дальние окрестности Томска.
Особых нареканий в адрес свалки от жителей города не было, хотя экологи заявляют, что не все там соответствует стандартам. Не производились инженерно-геологические изыскания, нет соответствующей инженерной защиты, не соблюдается должным образом технология складирования отходов. В настоящее время, по словам Сергея Трапезникова, «полигон является источником негативного воздействия на поверхностные водные объекты и грунтовые воды, почвы и почво-грунты, атмосферный воздух». Томичи этого вредного воздействия не ощущают в полной мере из-за удачной розы ветров – ветер дует в сторону, противоположную от областного центра.
Но несколько лет назад жители Томска в полной мере узнали, что такое свалка рядом с городом: на полигоне из-за нарушения технологии произошло возгорание биогаза и над городом долгое время стояла сизая дымка.
Произошел инцидент после того, как городские власти все же попытались извлечь из мусора прибыль. Постановлением мэра Александра Макарова (в настоящий момент он находится под следствием и пребывает в СИЗО) для населения города утвержден тариф по вывозу ТБО в размере 12,71 рубля с человека, в который включен и платеж за загрязнение окружающей среды – в размере 4,13 рубля. Однако при этом на базе некогда муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» был образован ряд ООО. У образовавшихся «обществ» ответственность оказалась в полном и первоначальном смысле слова «ограниченной». Деньги, которые должны были бы идти на захоронение мусора, шли в неизвестном направлении, технология обращения с мусором была забыта, что и привело к пожару.
Хотя возгорание быстро ликвидировали, пожар заставил власть вернуться к прежней схеме обращения с мусором, то есть к сосредоточению всех работ в руках МУП «Спецавтохозяйство». Юридические перипетии же этой истории разгребаются по сей день, хотя уже состоялось более десятка судебных процессов. Арбитражный суд Томской области взыскал с одного из обществ около 19 миллионов рублей, однако в физическом виде эти деньги получить будет сложно.
Сегодня на полигоне городские власти занимаются, во-первых, проблемой рекультивации карта (участка, заполняемого мусором), на которую потребуется три года, а во-вторых, проблемой организации нового полигона, которую предполагают решить в течение двух лет.
Чисто там, где власть есть
Между тем свалка – лишь конечное звено в цепи движения бытового мусора. В Томске первична проблема его сбора и доставки из жилых кварталов. По мнению специалистов-экологов, в Томске принят отличный областной закон о благоустройстве, который регулирует эту деятельность, однако практических результатов пока он не принес. Для города основную трудность представляет вывоз мусора из частных домов, находящихся не на магистральных, а на второстепенных улицах. Очень часто приходится добиваться, чтобы жители хотя бы заключили договор на вывозку бытового мусора. Например, в районе сплошной частной застройки – Степановке, – по данным МУП «Спецавтохозяйство», с жителями заключено лишь 110 договоров, хотя домов здесь несколько тысяч. Также в зимние и непогожие дни в таких районах непросто обеспечить доступ спецтранспорта на улицы к контейнерам.
Однако в некоторых населенных пунктах Томской области все же смогли организовать вывоз бытовых отходов. Например, в районном центре Кожевниково, где проблему решили как на Западе: мусор у населения собирают в специально заказанных мешках по строгому графику, удобному для жителей.
В самом Томске не так давно работала экологическая полиция, причем, по наблюдениям экологов, работала неплохо. Специалисты считают, что эта сфера деятельности может быть самоокупаемой. Была бы на то, как говорится, политическая воля, а так – штрафуй и пополняй бюджет. Но в Томске экополиция мало что заработала и из-за проблем с финансированием была распущена. Да и в целом, как можно понять, перспективы в отношении переработки мусора пока туманны. Организовать комплексную переработку мусора для городского бюджета непосильно. А переработка одной его фракции – скажем, полиэтилена, стекла, макулатуры – нерентабельна. Так что пока первичной переработкой отходов на свалке занимаются лишь «индивидуальные предприниматели» из близлежащей деревни Ново-Михайловка.
Томск