В столице Татарстана открылся 4-й ежегодный конкурс «Некчебил» («Тонкая талия»). Подтекст названия конкурса становится более понятным, когда узнаешь, что в конкурсе участвуют только мамы. То есть дамы, уже родившие, воспитывающие, работающие и т.д., но при этом сохранившие привлекательность, стройную фигуру, тонкую талию и все остальное в приемлемом, как говорится, состоянии.
В общем, что-то вроде конкурса «Миссис Америка», с организаторами которого, как сообщила накануне на пресс-конференции руководитель конкурса Изольда Жуйкова, «татары поддерживают живую связь». Кстати, количество детей, которые есть у мам-претенденток, не ограничено. В этом году среди конкурсанток была даже 36-летняя мать шестерых детей, занимающаяся бизнесом. Ограничен только возраст: до 55 лет. Семья должна быть полной, поскольку по условиям отдельных конкурсов глава семьи должен помочь любимой приблизить миг победы. Более того, семья в полном составе должна быть готова встретить гостей, сплясать, разыграть сценку. Одно из заданий конкурса – накрыть стол. В зале, где проходил конкурс, было накрыто 50 столов – по числу участниц конкурса.
«Некчебил», как говорят организаторы мероприятия, возвращает женщину к семейным ценностям. Татарка всегда была хранительницей семейного очага и за порогом мужнего дома была ограничена в своих действиях. Скажем, не могла появляться в публичных местах. Даже в популярном в Казанской губернии и узнаваемом нынче в России празднике плуга – сабантуе – во времена Пушкина татарка не могла участвовать, а лишь наблюдала издалека, как мужчины состязаются в силе и ловкости. Именно поэтому татарский театр, к примеру, появился на целых 100 лет позже русского. Первая публичная пьеса – «Жалкое дитя», подготовленная и сыгранная любительским коллективом прогрессивной молодежи, поставлена в Казани только в 1906 году. И даже тогда, в начале XX века, татарка не смела появиться в театре одна, без сопровождающих ее на людях отца или брата. Против театра вообще, обнажения лица женщины резко выступало мусульманское духовенство.
Легко представить, с каким трудом первые татарские актрисы пробирались сквозь тернии к звездам. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, творивший на рубеже эпох, по воспоминаниям современников, влюбился в свою Зайтуну, пораженный ее смелостью. А смелость заключалась в том, что девушка, не скрывая своего лица, прямо взглянула на поэта и, лишь покраснев, спросила, когда будет опубликовано его очередное произведение. А сегодня Союз мусульманских женщин Татарстана проводит ежегодно конкурсы красоты, чтобы вернуть татарку к духовным ценностям. Только теперь мусульманка по условиям конкурса снова полностью закрыта на арабский манер, открыто взору лишь лицо конкурсантки. Впрочем, «Некчебил» – не только татарский конкурс. В нем принимают участие и русскоязычные женщины. Всего у этого конкурса 15 номинаций. Высшая награда – звание «Алтын Некчебил».
Победительниц ждут приличные призы, ибо один из организаторов конкурса – Республиканское агентство по развитию предпринимательства, поддержку «Тонкой талии» обеспечивают кабинет министров Татарстана и Федерация профсоюзов, а спонсоры – ведущие предприятия республики. Но приз – не главное. «Некчебил» с каждым годом становится все более зрелищным и массовым.
Казань