Кто-то из этих малышей уже имеет в заначке 250 тысяч рублей.
Фото Олега Ласточкина
С нового года в России начали появляться младенцы с государственным «приданым». Как полагает член Научного совета при Совете безопасности РФ, демограф и социолог Анатолий Вишневский, материальное стимулирование рождаемости будет действенным, но кратковременным.
– Анатолий Григорьевич, помогут ли выплаты в 250 тысяч рублей увеличить население страны?
– Пока речь может идти только о замедлении убыли населения и можно только размышлять, повысится ли рождаемость в результате материального вознаграждения. Я думаю, в ближайшее время она повысится, а как долго будет сохраняться этот эффект – сказать трудно. Вполне вероятно, что без дополнительных мер он будет не очень долговременным.
– Рождаемость повысится именно из-за выплаты денег или из-за других факторов, сложившихся в стране?
– Решения о рождении ребенка связываются со многими вещами: удался ли брак, есть ли жилье и т.д., а материальное вознаграждение может ускорить решение родить ребенка, которое уже созрело у людей. Материнский капитал будет еще одной гирькой на весах, которая действует в пользу позитивного решения вопроса о ребенке. Вопрос заключается в том, приведет ли это к рождению последующих детей, что сейчас необходимо стране. Вот что может получиться – благодаря денежному стимулированию семьи сейчас родят второго ребенка, и на этом дело остановится. Таким образом, хотя результат будет и на показателях рождаемости в 2007-м и 2008-м это отразится положительно, но на самом деле это будет эффект сдвига календаря рождений и мало поможет появлению дополнительного числа детей в среднем на одну женщину.
– Практиковались ли денежные выплаты за рождение детей в других странах?
– Такой меры, как материнский капитал в России, по-моему, нигде нет. А материальное поощрение применялось во многих странах, включая и Советский Союз в 80-е годы. В то время у нас ввели целый комплекс мер, в частности – оплаченный полуторалетний отпуск для матерей, и население откликнулось – произошел подъем рождаемости, но вскоре начался спад. В восточноевропейских странах, в бытность их социалистическими, например в Чехословакии, такие меры тоже приводили к кратковременному эффекту.
В некоторых странах, например во Франции, очень давно существует система всякого рода материальных пособий, которая вырабатывалась десятилетиями, и поэтому она более-менее успешна. Сейчас из европейских стран во Франции – самая высокая рождаемость. Однако там пособия – это не главное. Скажем, 100% французских детей обеспечены детскими учреждениями, то есть нет такой проблемы, как очередь в детский сад. А это может быть важнее, чем 250 тысяч рублей, которые лежат неизвестно где... Поэтому для долгосрочного эффекта в России нужна только совокупность мер и их последовательное развитие – строительство детских садов, улучшение их качества, развитие детского здравоохранения и школы. Тогда семьи будут более спокойны в отношении будущего детей, особенно если они родят троих и более человек.