Двуглавый орел прочно занял ведущее место в современной российской символике.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Развитие геральдики современной России началось в девяностые годы прошлого века. С того времени собственными гербами и флагами обзавелись области, города, а иногда даже поселки. Председатель Геральдического совета при президенте РФ Георгий Вилинбахов рассказал читателям «НГ», как сегодня развивается региональная символика.
– Георгий Вадимович, как происходит создание региональных символов?
– По существующим правилам, гербы и флаги территориальные органы власти сами создают и сами же утверждают. Регионы могут направлять свои материалы на предварительную экспертизу и затем, перед внесением в Государственный геральдический регистр, обязаны представить их в Геральдический совет. Если совет обнаружит в проекте какие-либо нарушения исторических традиций или геральдических правил, то может предложить его доработку. Сегодня практически все субъекты Федерации обзавелись своей символикой, основная часть которой внесена в Государственный геральдический регистр.
– Какие требования предъявляются к современным региональным гербам?
– Мы стараемся максимально сохранить историческую символику, поскольку гербы, как и наименования городов, являются нашим национальным достоянием, которое нужно беречь. Иногда в связи с территориально-административными преобразованиями для этого применяется сочетание старого герба с современными элементами. В тех случаях, когда населенные пункты раньше не имели гербов, для них приходится создавать символику. Но если нам какая-либо территория присылает новый герб, который не имеет ничего общего с существовавшим историческим вариантом, мы возвращаем проект и ведем переговоры о его изменении. Сегодня в ряде субъектов Федерации есть либо геральдические комиссии, либо геральдические советы, либо сотрудники, которые занимаются вопросами символики. Они постоянно контактируют с Геральдическим советом, который собирается раз в два месяца.
– Возникают ли проблемы с регионами при утверждении их символики?
– Иногда у регионов есть свое мнение по поводу символики, которую они хотели бы иметь. Обычно мы с ними не конфликтуем, а откладываем решение на некоторое время. У нас есть средство воздействия на тех, кто представляет неудовлетворительные проекты, – если наши рекомендации не учитываются, то символика не вносится в Государственный регистр. Но за 15 лет работы совета не было случаев неразрешимых противоречий.
– Что можно сказать о традиционных ошибках в этой связи?
– Нередко нам предоставляют проекты, больше похожие на сувенирную атрибутику – значки с названиями городов, что в геральдике недопустимо. Иногда механически заимствуют старые гербы, например, екатерининских времен, не обращая внимания, что изменились территории, их подчиненность друг другу. Очень часто авторы пытаются разместить на гербе много фигур, в том числе не имеющих отношения к геральдике, чтобы продемонстрировать, чем богат регион. Хотят показать, что там и река протекает, и уголь есть, и свинец, и аэропорт расположен. Получается очень сложно и некрасиво. Приходится объяснять, что герб это не паспорт, в котором указаны все данные по территории, а нечто большее. Убеждать, что не нужно делать его таким – ведь сегодня есть завод, завтра его нет и в последующем потомкам нет смысла вносить изменения.