Наличники воплощают мифологические представления удмуртского народа.
Фото автора
Проходя по старым деревянным улицам городов и сел Удмуртии, обязательно обращаешь внимание на удивительные узоры наличников. В Ижевске на них отчетливо видны силуэты клещей, молотков – такие мотивы породило развитое здесь металлургическое и оружейное производство, в Воткинске можно обнаружить якоря – когда-то их производили на здешнем железоделательном заводе, в Сарапуле удивлялись диковинному сочетанию символических образов, знаков, фигур.
Если окна дома сравнивают с глазами, то наличники – уж точно сойдут за ресницы. Сотрудники Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел как-то проводили выставку макетов старинных деревянных домов Удмуртии и обратили внимание на большое разнообразие рисунков наличников. Запросили из филиалов фотографии и ахнули: вот он, зашифрованный голос времен, символы менталитета народа, представления предков о мироздании.
В эти дни в Национальном центре работает выставка деревянных резных наличников, которая пользуется огромным успехом. Жаль, что уже ушли из жизни творцы замысловатых оконных украшений. Если такие и увидишь, значит, это старинные, позапрошлого века или начала двадцатого. А современные – простенькие, без затей. Между тем люди помнят то, что было, и хотят вернуть красоту. Сейчас по республике идет активное строительство частных деревянных домов. Нередко владельцам хочется украсить их нестандартной резьбой.
Самый известный резчик по дереву в Удмуртии – Геннадий Сидоров из деревни Узей-Тукля Увинского района. Он не копировал старые рисунки, а сделал самостоятельный эскиз, который выполнили резчики местного Дома ремесел. Один образец наличника создан на основе удмуртского фольклора. Композиция воплощает мифологическое представление о трехчастности и трехуровневости мира: вверху – небо в виде великого крезя (удмуртских гуслей), там же – солнце в трех фазах (восход, зенит и закат), внизу символы земли и священной ели, а подпирают небосвод колонны-коньки. На другом наличнике по бокам – колосья, образ, близкий жизни народа-труженика. Третий вариант – в стиле модерн, но тоже с элементами удмуртского искусства: обозначен абрис головного убора женщины – айшона. Материал – ель, сосна, липа. Дерево представлено в своем естественном виде – не закрашено. Все исполнено вручную. Мастера принципиально отказались от станка, чтоб от изделия шла человеческая энергетика.
А мастера из поселка Игра подготовили свои наличники. Чтобы показать, от чего они отталкивались, здесь же вывесили украшение с дома прадеда директора Дома ремесел Александра Кардопольцева. Резьба – скобчатая, дерево выбиралось полукруглой стамеской. Это скромный вариант, он украшал окно, выходящее во двор. Наверху солнце в трех фазах, здесь же можно увидеть вырезанную букву «ж» и полную чашу. Оказывается, это традиционный для Игринского района знак, он обозначает – «жизнь». Внизу пустой ковш – знак смерти. Вот такие философы – эти игринцы. В игринском музее собрано около ста двадцати старинных наличников, и для любого из них характерны знаки жизни и смерти.
«В крестьянскую среду Вятской губернии, куда входила нынешняя Удмуртия, узорчатые и расписные наличники проникли в XIX веке, – говорит доктор искусствоведения Владимир Кошаев. – Русские и удмуртские мастера работали рядом и двигались в одном направлении, но с использованием своих национальных мотивов. У всех народов наличники выполняли роль защиты, оберега. Вначале окна украшали просто пилеными досками, потом появились символы, которые пришли из ткачества».
Практически на всех наличниках – и русских, и удмуртских – можно увидеть солнце, образ мирового дерева, птиц, растений. Для русской резьбы Удмуртии характерны округлые детали, для удмуртской – геометрические. Удмуртская резьба питается более архаичными мотивами, которые еще не утратили своего смыслового значения. Здесь изображения тотемных животных – конских и лосиных голов, летящих птиц, диковинных рыб. Городской стиль связан с хозяйственными и культурными особенностями. В купеческий Сарапул, например, Екатерина II переселила несколько семей торговцев из Средней Азии, в результате на некоторых наличниках можно увидеть рога тура, шестиконечную звезду.
«Оказалось, что потребность в наличниках не исчезла, – говорит директор Национального центра декоративного искусства Рафхат Каримов. – Посетители выставки делают заказы, им нравятся и традиционные, и авторские образцы. И мы будем развивать это направление».
Ижевск