Каждый свердловчанин, по словам министра здравоохранения области Михаила Скляра, выпивает в год 14–15 литров алкоголя в перерасчете на спирт, что угрожает населению полным вырождением. Однако никаких решительных мер власти долгое время не предпринимали – возможно, потому, что спивались жители в основном депрессивных территорий: таковых насчитывается около полусотни тысяч. Впрочем, зависимостью от зеленого змия страдают как минимум еще полмиллиона свердловчан.
Обратили на проблему внимание лишь после того, как алкоголики стали массово травиться суррогатами: например, от одного «Хелиоса» пострадали 74 человека. Власти выяснили источник поступления отравы в регион и накрыли склад с бутылками, хозяин которого ударился в бега.
Губернатор Эдуард Россель объявил борьбу с незаконным оборотом алкоголя: потребовал отзывать лицензии у оптовиков, завозящих отраву в область, снизить продажи спиртовых настоек в аптеках и бытовых жидкостей в киосках. Однако на нелегальный оборот это не повлияло: не так давно общественники из «Трезвого Екатеринбурга» обнаружили пункт приема цветных металлов, где семейная пара обменивала лом на спиртовой растворитель красок. Пункт работал круглосуточно – и таких торговых точек в области пруд пруди.
Осенью по области прокатилась очередная волна отравлений. Только в октябре, по данным Роспотребнадзора, алкоголем отравились 160 человек. Прокуратура возбудила в 2006 году более 3,5 тысячи уголовных дел, связанных с производством и реализацией суррогата.
В области уже более десяти лет существует сеть по поставке в розницу жидкости, изготовленной из гидролизного спирта. Последний исправно поставляет Лобвинский гидролизный завод (был еще Тавдинский, но его недавно закрыли, а хозяина Александра Куковякина едва не посадили в тюрьму за невыплату зарплаты работникам, но он успел уехать в Эмираты).
В мае добровольцы совместно с гаишниками остановили «КамАЗ», в котором обнаружили 15 тонн технического спирта, который на Лобвинском заводе купил Ибадов Алиназ Балага Оглы. Оперативники считали его главарем группы, промышлявшей фальсифицированным алкоголем. Ибадов продавал суррогат более десяти лет, на него устраивались облавы, но он каждый раз каким-то образом ускользал. Наконец в ноябре его схватили, но он опять сбежал – прямо из следственного управления УВД. Спустя две недели его нашли в кладовке в одном староверском селе, где предпочитают отсиживаться многие беглые отступники.
Повлияет ли арест бутлегера на снижение смертности от отравлений, сказать сложно: как шутят оперативники, когда начинается очередная кампания, важно вовремя достать из стола несколько старых дел и предъявить общественности.
Недавно таможенники в аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург) задержали 220 тысяч акцизных марок, прибывших из Стамбула. Марки были очень высокого качества и предназначались, по предположениям оперативников, для суррогатного алкоголя, а также грузинского и молдавского коньяка.
Екатеринбург