В Томской области на наркологическом учете в 2005 году состоит 27 090 человек (2,5% общей численности населения области), из них женщин – 5119 (0,9% женского населения), что выше, чем по РФ (2,4% и 0,7% соответственно), детей и подростков – 883 (0,4%). «Наша страна – с северным типом потребления алкоголя, то есть когда предпочитают пить более крепкие напитки много и часто, – говорит главврач Томского областного наркологического диспансера Елена Редченкова. – А Западная Сибирь – это территория, где в силу исторически сложившейся традиции наркологическая патология крайне высока».
Среднегодовой темп прироста числа больных с впервые установленным диагнозом за последнее время составил 10,3% (в РФ – 4,6%). По данным Госкомстата Томской области, за последние 6 лет реализация алкоголя возросла в 1,3 раза. В 2005 году в среднем по Томской области на одного жителя приходилось 10,84 л абсолютного алкоголя, если не учитывать теневой оборот алкогольных напитков, суррогаты и напитки домашнего приготовления.
Несмотря на такую устрашающую статистику, Томская область среди регионов Сибирского федерального округа занимает отнюдь не первые места. Так, по числу зарегистрированных больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами (на 10 тыс. населения) область занимает 6-е место в СФО, а по первичной заболеваемости хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами – 9-е место.
«Какова система учета больных, таковы и цифры, – говорит Редченкова. – Больные регистрируются по обращаемости. Таков закон. И получается, что на учете стоит одно количество, а в реальной жизни – огромное количество лиц, страдающих пьянством, алкоголизмом, которое не попало в поле зрения наркологов».
Теневой оборот алкоголя, по ее мнению, сравним с оборотом легальным. ГОСТ отменен, вместо него введены ТУ. Не контролируются ни финансовые потоки, ни качество алкогольной продукции. «Интересы бизнеса, – говорит Елена Редченкова, – оттеснили интересы нации. Джин вылетел из бутылки – попробуйте его туда загнать обратно».
Страшная проблема – пьянство на деревне. Например, рассказывает Елена Редченкова, встречались деревни, где на две официальные точки, торгующие алкоголем, приходилось до 15 нелегальных. В каких-то районах области на это смотрят сквозь пальцы, ожидая указаний сверху. А, например, в таком районе, как Шегарский, эффективные меры привели к тому, что нелегальные точки исчезли совсем. Секрет прост: субъективный фактор, политическая воля. А в данном случае, вероятно, и личный интерес главы районной администрации Олега Майкова по совместительству и предпринимателя.
Томск