В чукотских детях воспитывают в первую очередь самостоятельность.
Фото автора
Современная обустроенность российского Севера вовсе не снимает полностью трудностей жизни в экстремальных условиях. И в наши дни климатические условия на Чукотке требуют от человека силы и мужества, способности противостоять стихии.
Освоение Чукотки человеком ведется уже многие тысячелетия, и за это время у местных жителей выработались определенные, уже закрепленные, видимо, на генетическом уровне методы воспитания детей. Прежде всего в детях воспитывают самостоятельность, силу, ловкость, бесстрашие перед стихией.
Материнство у северян не только почетно, но и обязательно. Женщина, не имеющая детей, не способная к их рождению, называется презрительным словом «эскыко» – яловая. В былые времена такая женщина фактически становилась рабыней, выполняя самую грязную работу и не имея никаких прав в стойбище.
Многодетность и теперь на Чукотке в почете. Большие семьи материально поддерживаются не только государством, но и всем селом. Скажем, часть добычи местных охотников в первую очередь выделяется старикам, затем детям из большой семьи.
Прежде беременность женщины тщательно скрывалась – боялись привлечь внимание злого духа Келе. В наши дни беременная северянка окружена вниманием многих медиков. Рожают женщины только в районных или в окружной больницах, куда их вывозят вертолетами заранее.
Прежде женщины рожали по 12–15 детей, но в живых оставались всего 3–4. Смерть младенцев воспринималась спокойно, но гибель ребенка старше двух-трех лет – трагически. Особенно если речь шла о мальчике. Смерть уже подросшего будущего охотника было тяжелой потерей для всего стойбища.
Воспитание мальчиков и девочек отличалось коренным образом. Мальчиков воспитывали отцы, приучали к охоте, стрельбе из винтовки, метанию чаата (веревки с грузиком на конце), умению мастерить нарты, утварь и прочее. Девочки были привязаны к мамам – шили, готовили еду, выделывали шкуры – и, а это было главным, впоследствии рожали. Воспитывали детей в игровой форме. Почитание старших прививалось с раннего возраста.
Известный на Чукотке общественный деятель Юрий Тототто рассказывал корреспонденту «НГ», что каждое утро отец (он был охотником на морского зверя) просил его, пятилетнего, встать и посмотреть, какая погода на улице. Если он одевался слишком медленно, мать с укором говорила: «Ты что так копошишься, это сам отец тебя просит».
Мальчик, пробыв некоторое время на улице, возвращался и говорил, что погода хорошая и можно идти на охоту или наоборот. Эта своеобразная зарядка приучает ребенка вставать рано и определять погодные условия.
Чтобы выработать в детях ловкость, быстроту, меткость, существовало много игр. Сами названия говорят за себя «Олени и волки», «Поймать рыбку», «Охота на моржа», «Охотники за дикими оленями». Во время игры «Охота на моржа» проводится черта на земле, устанавливается череп моржа, рядом с ним кладут камень, смазанный жиром (скользкий, тяжело нести). Играют две команды. Они располагаются в 7–10 метрах от черепа. Бросают камешки по очереди, если кто попадает в череп, то все устремляются к камню, смазанному жиром. В какой команде окажется больше камней, смазанных жиром, та и побеждает.
В игре «Охотники за дикими оленями» очерчивается круг – границы «озера». «Дикие олени» – группа детей движется по кромке «озера», два-три «охотника» прячутся и, выскакивая, ловят чаатом «оленей». Победитель тот, кто больше поймал «оленей».
Много игр было и у девочек. Они были в основном связаны с мячом, прыжками на шкуре – своеобразном батуте. Игры с мячом в основном командные. Скажем, игра «Мать и мяч» заключается в том, что две «матери» с «сыновьями» пытаются отнять друг у друга мяч и как можно дольше его продержать. Мяч шьется из шкуры моржа или выделанной шкуры оленя, оформляется красивым орнаментом. Теперь такие мячи стали дорогими сувенирами. Но дети на Чукотке в них уже не играют.
В пятидесятые годы в округе традиционная система воспитания детей была заменена «советской школой воспитания». Всех детей из тундры вывезли в поселки, в интернаты. Стали приучать к шагистике, пионерским речевкам, любви к партии, а не к родителям.
Ныне молодые матери – северянки, воспитанные в интернатах, не столь трепетно, как в былые годы, относятся к своим детям. Некоторые из них охотно отдают своих чад на воспитание в интернаты. Новое постановление правительства РФ о выделении 250 тыс. руб. матери после рождения второго ребенка встречено на Чукотке с воодушевлением, особенно теми молодыми родительницами, которые отдали своих детей на полное государственное воспитание и обеспечение.
В школах Чукотки в настоящее время действует несколько программ по воспитанию детей с использованием традиционных методов. Детей уже в садиках, а затем и в школе обучают родному языку, национальным танцам, рассказывают им о жизни в тундре. Многие дети охотно носят национальную одежду, но ряд молодых матерей запрещают носить одежду предков и одевают своих чад на европейский манер.
Анадырь